ЦИК дистанционно обучит сотрудников в регионах

Источник: Известия
20 февраля 2017 г.

Центральная избирательная комиссия сделает ставку на дистанционное обучение членов ТИК и УИК в преддверии губернаторской и президентской избирательных кампаний. По итогам выборов в Госдуму седьмого созыва ЦИК протестировала работников региональных избиркомов на юридическую и компьютерную грамотность. Результаты оказались неудовлетворительными: в части субъектов доступ сотрудников к обучению ограничен из-за отсутствия интернета и необходимых площадок. У многих районов — плохая транспортная доступность и не хватает средств для закупки обучающих программ.

В итоговом документе ЦИК (есть в распоряжении «Известий») отмечается, что некоторые работодатели препятствуют обучению членов ТИК и УИК. Так, избирательная комиссия Коми в отчетном материале сообщила о трудностях с обучением своих сотрудников из-за их занятости на основном месте работы. С аналогичными проблемами столкнулись избиркомы Хакасии, Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского и Хабаровского краев, а также Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской областей.

В избиркомах Северной Осетии и Свердловской области проблемы возникают из-за частой ротации членов ТИК и УИК, а в Кабардино-Балкарии и Нижегородской области — низкий уровень компьютерной грамотности у пожилых работников комиссий.


В Коми, Удмуртии, Ненецком и Ханты-Мансийском округах, а также Амурской, Архангельской, Кемеровской, Нижегородской, Тверской областях существует проблема транспортной доступности. Из-за большого количества отдаленных и труднодоступных мест сотрудники избиркомов не могут добраться до обучающих площадок.

На Алтае, в Кабардино-Балкарии, Крыму, Хакасии, Амурской и Нижегородской областях для обучения не хватает оборудования и высокоскоростного доступа в интернет.

Нет средств на организацию образовательных мероприятий, изготовление методических материалов, проезд обучающихся и преподавателей, а также необходимых помещений на Алтае, в Башкирии, Карелии, Чувашской Республике, а также в Архангельской, Брянской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Самарской и Тверской областях.

— Избиркомы используют преимущественно очную форму обучения, наиболее востребованными у них остаются печатные издания. Компьютерные программы популярностью в регионах пока не пользуются из-за сотрудников-пенсионеров, которые не могут освоить технику, — отметил собеседник «Известий» в Центризбиркоме.

Он пояснил, что в ЦИК пытаются решить проблему. В частности, развивают дистанционные и очно-дистанционные формы обучения с использованием электронных изданий и интернет-ресурсов.

В ЦИК также пояснили, что обучение сотрудников территориальных комиссий в период между избирательными кампаниями проводится во всех 85 субъектах в рамках повышения уровня правовой культуры участников избирательного процесса и их подготовки к выборам. Соответствующие программы есть в 59 субъектах. Эти программы, как правило, являются региональными версиями типовых учебных разработок ЦИК. При этом 58 избиркомов имеют собственные программы.

По словам члена экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексея Зудина, практика показывает, что избиркомы в регионах действительно нуждаются в помощи со стороны федерального центра. Внимание, которое новый состав ЦИК уделяет повышению компетентности сотрудников избиркомов, оправданно.

— С учетом масштабов и разнообразия нашей страны дистанционное обучение вполне может быть одной из форм, которая позволит повысить компетенцию сотрудников региональных избиркомов, — рассказал Алексей Зудин. — Но проблема региональных избиркомов не сводится лишь к уровню компетенции сотрудников. Наиболее проблемный вопрос — их независимость от местных властей. По опыту предыдущих выборов именно это порождает конфликты, которые могут поставить под вопрос легитимность голосования на некоторых избирательных участках.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что невысокий уровень юридической грамотности можно объяснить отсутствием регулярности работы членов ТИК.

— Надо повышать само качество обучения, — пояснил он. — Без выявления четких, наиболее проблемных сфер это будет дальнейшее размазывание ситуации. Обучение должно отвечать на выявленные проблемы. К тому же нет смысла сильно вкладываться в процесс переобучения сотрудников избиркомов, потому что большинство из них ведут эту работу не круглый год, а циклично, сезонно.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования