Число занятых в малом бизнесе сократилось на 3,2 млн рабочих мест

Источник: Regnum
15 мая 2017 г.
В России за 6 лет количество занятого населения у субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 3,2 млн рабочих мест, при этом неформальная занятость растет. Таковы результаты проверки, проведенной Счетной палатой РФ.

По данным ФНС на 10 января 2017 года насчитывалось 5,8 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям малого и среднего предпринимательства (МСП). Численность замещенных рабочих мест у субъектов МСП составила 15,8 млн. В 2010 году насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП, у которых было замещено 19 млн рабочих мест.

Таким образом, на основании данных Росстата и ФНС России за 2010—2016 гг. в целом количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6%. Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости.

По оценке Минэкономразвития России доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте Российской Федерации находится на уровне 20%. На малые и средние хозяйствующие субъекты приходится 6,7% общего объема основных фондов и около 11% общего объема инвестиций в основной капитал.

Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики.

Так, с 1 декабря 2017 года в Российской Федерации реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Целью приоритетного проекта является обеспечение занятости населения за счет увеличения к 2019 году количества уникальных субъектов индивидуального и малого предпринимательства использующих поддержку, с 35 до 336,8 тыс единиц и среднесписочной численности занятых у таких субъектов с 368,6 тыс. до 1,2 млн человек.

На финансовое обеспечение приоритетного проекта в федеральном бюджете на 2017 год предусмотрено 13,1 млрд рублей.

Вместе с тем взаимосвязи данного приоритетного проекта с основными документами стратегического планирования в сфере малого и среднего предпринимательства (Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика») практически нет.

Ни один из органов государственной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства РФ, влияние предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в последующие отчетные периоды.

Используемый Минэкономразвития России принцип проведения оценки эффективности финансовой поддержки субъектов МСП не предполагает независимого контроля и верификации собранной информации.

Кроме того, наличие значительного количества федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, а также официальных сайтов информационной поддержки малого и среднего предпринимательства не обеспечивают качественную информационную поддержку субъектов МСП, в том числе в связи с отсутствием актуальности размещенной информации и сложной системой поиска.

«Подводя итоги можно констатировать, что вопреки всем недостаткам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция, отмечается увеличение количества субъектов МСП и рост предпринимательской активности. В то же время очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику Российской Федерации, ключевым звеном которой стал бы малый и средний бизнес», — говорится в официальном сообщении СП РФ.

Счетная палата РФ направит информационное письмо в правительство РФ, а также отчет — в палаты Федерального Собрания.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования