Мой коллега — мой казначей

Источник: The Wall Street Journal
5 апреля 2012 г.

Кто самый эффективный сотрудник в офисе? Один из новых способов получить ответ на этот вопрос — обратиться за консультацией к самим сотрудникам. Руководители просят их определить — и вознаградить — самых талантливых коллег, предлагая поучаствовать во внутренней он-лайн бирже.

В США некоторые компании организовывают внутренние он-лайн биржи, «играя» на которых сотрудники могут сделать инвестиции в отдельные идеи своих коллег или их работу в целом.

Руководство Coffee& Power, интерент-магазина, где люди выставляют на продажу свои услуги в разных областях, в январе 2012 года выделило каждому из своих сотрудников 1200 виртуальных акций. Далее сотрудникам надлежало в формате он-лайн биржи передать их тем коллегам, работу которых они сочтут достойной вознаграждения.

Схема работы биржи такая: объявляют ее открытие, и у сотрудников есть 48 часов на то, чтобы отдать все акции одному человеку или распределить среди нескольких. Нельзя оставить акции себе, нельзя наградить ими основателей компании, также запрещено обсуждать свои решения. После закрытия биржи руководство компании анализирует результаты каждого сотрудника и сообщает их ему один на один. Денежный размер бонуса определяется с учетом бизнес-показателей компании за текущий период. Всему персоналу демонстрируют кривую распределения бонусов в организации.

Таким образом, сотрудники оценивают работу друг друга и тем самым влияют на размер получаемых бонусов. Самый значительный бонус составил 2530 акций, самый маленький 855. Большим сюрпризом стало то, что третий по размеру бонус оказался у сотрудника, который в рейтинге зарплат в компании занимает 9 строчку (всего в штате 15 человек). Это был программный разработчик, который работает удаленно, большую часть своего времени помогая коллегам решать возникающие проблемы.

«Такой инструмент дает возможность награждать тех людей, которых не всегда распознают руководители»,- говорит Бэкки Нейл (Becky Neil), одна из сотрудниц Coffee & Power. — Сотрудник, занимающий высокую должность, не всегда вносит самый значительный вклад в бизнес».

Биржи подобные той, что существует в Coffee & Power, эффективно внедряют культуру постоянной обратной связи и краудсорсинга (см. словарь терминов Trainings.ru). Менеджеры отмечают, что возможность оценивать качество работы друг друга делает сотрудников дисциплинированное и повышает планку для тех, кто работает «спустя рукава». Однако, есть опасность превращения подобных бирж в популярные соревнования ради соревнования и/или возникновения негативных чувств со стороны тех, кто не получает положительных оценок коллег.

«Рядовые сотрудники зачастую лучше остальных знают о том, насколько хорошо работают их коллеги», — говорит Дэнис Руссо (Denise Rousseau), Профессор Carnegie Mellon University.

Филипп Росдейл (Philip Rosedale), предприниматель и со-основатель Coffee & Power, разработал «биржевую систему» начисления бонусов на своем прежнем месте работы, в компании Linden Lab, создавшей популярную он-лайн игру «Second Life». По его словам, главной задачей было дать сотрудникам возможность анонимно проголосовать за тех, кого они считают наиболее эффективными в работе, независимо от должностей и статуса. В Coffee & Power Росдейл планирует проводить биржи ежеквартально, экспериментируя с форматом.

«Даже в такой небольшой команде, как наша только благодаря бирже я узнал о по-настоящему эффективном сотруднике. Теперь я ей поручаю более важные проекты», — добавляет он.

«Ожидание результатов биржи было несколько нервозным, — признается Бэкки Нейл. — Ведь не всегда знаешь что о тебе думают другие». Бэкки отказалась сообщить сколько акций она получила, но утверждает, что «была в шоке, увидев, насколько мнение коллег о ней совпадает с ее собственным мнением».

Филипп Росдейл также создал программу под названием «SendLove», с помощью которой сотрудники могут письменно хвалить друг друга за те или иные достижения. Сообщения должны укладываться в одну строчку. Каждый может прочитать их на корпоративном портале. Руководители используют хвалебные сообщения при подготовке к ежеквартальной оценке деятельности сотрудников.

Помимо Coffee & Power биржевую систему, разработанную Linden Lab, внедрили и другие компаний. Однако, не каждая организация готова и/или согласна на такой эксперимент.

«Менеджмент должен быть готов к тому, чтобы уступить часть своих прерогатив сотрудникам. К тому же, будем откровенны, похвала и вознаграждение своих коллег не является естественной потребностью для большинства сотрудников», — комментирует Эд Лоулер (Ed Lawler), профессор менеджмента и директор Центра Эффективных Организаций при Южно-Калифорнийском Университете.

Дополнение от Trainings.ru: в американском конструкторском бюро Kimberly-Horn & Associates сотрудники могут премировать 50 долларами тех коллег, чью работу они высоко оценивают. Для этого необходимо заполнить специальную форму и объяснить свое решение. В 2010 году таким образом было выплачено 2000 долларов.

В индийской ИТ-компании HCL Technologies со штатом в 88 000 человек, недавно по инициативе ее Генерального директора Винита Наяра (Vineet Nayar) был запущен экспериментальный проект. Группе из 100 сотрудников дали 1000 виртуальных денежных знаков, распорядиться которыми они могут на он-лайн бирже. Сотрудников проинструктировали о том, что воображаемые деньги они должны «потратить» на тех коллег, которые, по их мнению, внесли наибольший вклад в развитие бизнеса компании. При этом каждый из 100 должен был вознаградить некой суммой по меньшей мере двух других людей.

Проект продолжался в течение месяца. В результате, по словам, Наяра, втора книги «Сначала сотрудники, клиенты потом», был определен «пул талантливых сотрудников глазами их коллег». Итоги кампании были опубликованы во внутренних СМИ. Реального денежного вознаграждения не последовало, так как изначально объявленной целью проекта было определение лучших.

Пока такие внутренние биржи встречаются редко. В то же время все больше исследований говорят о пользе включения рядовых сотрудников в процесс принятия решений любого рода. Это повышает их удовлетворенность, а в некоторых случаях влечет за собой рост продуктивности и прибыльности бизнеса.

В компании Rite-Solutions, специализирующейся в системном проектировании и программном обеспечении, в течение нескольких лет функционирует симуляционная модель биржи, которая дает сотрудникам возможность проголосовать за понравившийся проект или стратегическую инициативу. Симуляция (по сути он-лайн игра) была разработана и создана специалистами Rite-Solutions и получила название «Mutual Fun».

Каждый сотрудник получает 10 000 виртуальных долларов. Он может инвестировать их в идеи своих коллег. Портфолио идей выкладываются на бирже. Каждая идея рассматривается как акция, входящая в ту или иную группу ценных бумаг. Есть 3 группы: «Сберегательные облигации», — фокус идей здесь на сокращении расходов, «Bow Jones» (по звучанию похоже но индекс «доу джонса») — фокус на существующие технологии and «Spazdaq» (созвучно «насдак») — идеи по использованию новых технологий.

Стоимость виртуальных портфолио идей меняется по мере того, как сотрудники комментируют, обсуждают и тестируют наиболее интересные идеи. На бирже в настоящее время размещено около 120 «ценных бумаг» в виде идей. Вот примеры тех идей, которые воплощены в жизнь: программа, которая позволяет удаленно следить за безопасностью школьных автобусов; улучшения работы внутренней телефонной сети; оптимизация системы мер по снижению расходов.

Сейчас Rite-Solutions лицензирует симуляцию Mutual Fun для использования в других компаниях и образовательных учреждениях.

Перевод редакции Trainings.ru

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования