Руководить и говорить

Ольга Полещук, бизнес-тренер, консультант по управлению
16 января 2017 г.

В концепции Управленческого твистрона есть элемент усиления руководителя - речь. Казалось бы, что такого - говорить? Говори и говори. Не слушаются, говори громче. Или используй речевые приемы, чтобы быть услышанным.

Многие руководители не до конца осознают, как сильно их слово, насколько велико влияние на сотрудников через речь. Поэтому работать над своей речью, улучшать ее, усиливать — важная и постоянная задача. Контексты и формы работы меняются, так же как и люди, поколения, времена и эпохи. А вслед за ними и речь тех, кто ведет сотрудников к результатам, к успеху.

Каковы основные функции речи управленца?

Направление. Руководитель ставит цели, а через них направляет людей в нужную ему сторону. Когда мы говорим целях, мы указываем направление мыслей людей, их движения, усилия, и, соответственно, их работы. Можно хорошо проследить смену направления, если не только ставить цель перед сотрудниками, но и задаешь вопросы им.

Продажа, убеждение. Мало поставить цель, чтобы люди захотели ее выполнять, чтобы признали ее, как свою, справились с сопротивлениями. Здесь вы должны применить свои навыки продажи, убеждения, а иногда и внушения. Через самые разные формы: пламенные речи, яркие спичи, презентации, аргументацию, плакаты, слоганы, миссии, мотивационные девизы и обещания.

Узнавание. Речь руководителя — это еще и сбор информации от сотрудников, клиентов. Сотрудники могут рассказать о своем понимании целей, задач, ходе работы, их состоянии, развитии, мотивах, и еще много о чем. Клиентов — о впечатлении и жалобах, сервисе и улучшениях. И основная форма речи — хорошо продуманные и заданные вопросы.

Информирование. Руководитель, как информационный ресурс, как источник правил, норм, носитель и создатель инноваций в регулярном режиме, вербализирует явные и не совсем явные вещи и передает своим людям массу информации.

Поддержка, мотивация. Через слова мы чаще всего мотивируем сотрудников. Это и похвала, и критика, и поздравления, и напутствия, и выступления, и даже ругательства. А также обратная связь, аналитика, напоминания и просто добрые слова.

Как усиливать руководителю речь?

Точечное усиление каждого инструмента предполагает внимательное отношение к какому-то важному аспекту. Нужно понимать, что руководитель не просто говорит, выступает, а говорит целенаправленно и осознанно, обтачивая каждую фразу. Задача влиять, управлять с помощью каждого инструмента с максимальной эффективностью. Мало стать артистичным и пройти тренинг ораторского мастерства. Иногда этого даже и не надо делать, дабы не превратиться в «говорящую голову». Поэтому работа над усилением своей речи идет в пяти направлениях.

Поиск нужных слов и выражений. Все сотрудники разные — это раз. Найти для каждого свои ключи доступа — это искусство. Причем нужно понимать, что есть разные каналы восприятия. Контекст бывает разный — это два. Одно дело говорить при всех, другое — один на один. Если говорить грубо, мозг руководителя должен «дружить» с языком, необходимо думать, что и как говорить. Всегда! Да, это постоянный контроль. Да, это нелегко и проще лепить все, что взбредет и когда взбредет, что многие и демонстрируют. Но это входит в привычку со временем. И такой аспект как доходчивость, точность речи — три. Вместо нескольких слов - одно, но в цель!

Изменчивость и гибкость речи. Задачи бывают разные. Иногда вдохновить, иногда угомонить. Соответственно, нужно усиливать разнообразие всех речевых параметров. В качестве инструмента усиления отлично подойдет копирование. Анна Ахматова называла это «пластинками». Итак, нужно сделать так, чтобы все собрались и начали работать сосредоточенно и слаженно? Поставил нужную пластинку. У опытных руководителей таких пластинок много, каждая для своего случая.

Сила, энергия, вес слова. «Собака лает, караван идет», — знаете такую пословицу? А бывает так, что человек говорит, и каждое слово ложится прямо в душу или голову. Слово руководителя должно быть, как минимум, ценным. Внимание сотрудников полностью поглощено тем, что говорит сейчас руководитель. Для этого существует немало теорий и практик. Усиление — это наделение своих слов энергетической составляющей, харизмой, весом, значимостью и ценностью. Плюсом идет и поведенческое подкрепление, ведь форма подачи не менее важна. Сильный жест, свободный голос, прямая осанка и спокойный взгляд — все идет плюсом.

Речь как культурный код. Люди, говорящие на одном языке, общаются не только на уровне слов (знаков), но и на уровне ценностей, миссии, единого понятийного и культурного поля. Передавая информацию своим сотрудникам, вы передаете им нормы той культуры, в которой будете сотрудничать. Кричите? Все будут кричать. Замалчиваете информацию? Сплетничаете? Кидаетесь бравадными обещаниями? Используете нецензурную лексику? Унижаете и переваливаете вину? За всем этим стоит культура мышления, поведения и отношения. Усиливайте речь осознанием. Для этого можно просто «зеркалить» своих сотрудников, особенно «старичков», ведь они являются носителями вашей культуры. Поймите, что вам важно изменить и начинайте так делать сами, инициируйте это в ключевых сотрудниках и через некоторое время все поменяется. И, кстати, к вам пойдут другие сотрудники!

Контактность. Речь без контакта - это как парусник без ветра. Вроде и приспособление есть, да не поедем никуда. Говорить умеет каждый, а вот говорить на уровне души, понимания, искренности — это как раз и есть искусство устанавливать и поддерживать контакт. Для меня признаком контакта является желание говорить с человеком на любые темы взаимно. И он со мной и я с ним. Ведь контакт — дело двухстороннее. Развивайте внимательность к сотрудникам, общение на личном уровне, а не только на формальном, создайте благожелательную и доверительную атмосферу общения, собственную открытость, умение слушать и понимать.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования