Утрата доверия к сотруднику

Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS
7 февраля 2017 г.

Пожалуй, одна из самых сложнейших статей в трудовом законодательстве — это утрата доверия. Доля судебных разбирательств в этой теме устойчиво стремится к 100%. Неудивительно, ведь вряд ли найти хоть одного человека, кому понравится подобная запись в трудовой книжке. Но ведь и работодателю подобное расставание отнюдь не в радость.

Может ли сотрудник быть уволен из-за утраты доверия?

Ст. 81 Трудового кодекса РФ определяет утрату доверия как следствие виновного действия работника, обслуживающего товарно-материальные ценности. И именно эта статья позволяет и расторгнуть трудовой договор. Однако, не все так просто и однозначно, как для сотрудника, так и для компании.

Работодатели, полагая, что могут уволить сотрудника, нередко совершают ряд стандартных ошибок, которые приводят к неправильным шагам и последствиям. Во-первых, утрату доверия иногда пытаются использовать в ходе серьезного конфликта, который уже вряд ли разрешится мирно. При этом, пытаясь оформлять документы, становится ясно, что оснований для такого «вердикта» нет. Во-вторых, и это, пожалуй, наиболее частый случай, многих работодателей сбивает с толку слово «виновность» в ст. 81 ТК РФ. Компания начинает проводить процедуру привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, но ошибочно пишет везде об утрате доверия. К таким же заблуждениям порой приводит и еще одна фраза из закона - «товарно-материальные ценности». В понимании большинства это переводится как: «если сотрудник украл деньги компании, значит, он потерял доверие». В итоге, называя одну причину, процесс увольнения оформляется абсолютно по другой. Суд, не увидев правильного обоснования, вполне оправданно и понятно встает на сторону работника, защищая его от «ошибочной утраты доверия».

Сложность этой темы в действительности обманчива и кроется в простом объяснении. Не нужно путать утрату доверия с обычным воровством. Если работник заправляет на корпоративные деньги свой автомобиль, речь может идти об ответственности (административной или уголовной), а не о доверии. Еще проще схема может выглядеть так: недостача денег в кассе — это материальная ответственность, махинации с ними — уголовная ответственность, а вот нарушение правил работы с деньгами — как раз повод для утраты доверия. И здесь стоит обратить внимание на одну деталь: такой повод может появиться из-за любого события, даже не связанного с обслуживанием ценностей. Например, вашего сотрудника привлекли к административной ответственности за мелкое воровство в каком-либо магазине. Приведу несколько поясняющих примеров.

Допустим, водитель-экспедитор слил бензин из служебного автомобиля, а в его должностной инструкции указано обслуживание материальных ценностей. Являясь водителем, он использовал топливо для себя, а как экспедитору ему доверили средства предприятия. В таком случае уволить за утрату доверия можно, подтвердив проступок. А вот обычного водителя (не экспедитора), который украл бензин, уволить по этой причине нельзя, потому что он не обслуживает ценности компании. В этой ситуации работодатель может привлечь его к административной или уголовной ответственности в зависимости от суммы ущерба. Вот еще один пример — из сферы розничной торговли. Кассир не пробил на кассе несколько вещей, не выдав чеки покупателям, а в конце дня эти товары прошли одним чеком с использованием скидочной карты. По трудовому договору сотрудник несет полную индивидуальную материальную ответственность. Работник нарушил правила работы с материальными ценностями, а значит, он может потерять доверие.

Резюмируя, отмечу, что основанием для утраты доверия могут быть нарушение обслуживания материальных ценностей по месту работы или привлечение к административной ответственности независимо от места работы. Кроме того, если сотрудника привлекли к ответственности за хищение или уничтожение чужого имущества на месте работы, он также может потерять доверие, даже если не обслуживает материальные ценности. Это предусмотрено п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

В этих случаях можно приступать к процедуре увольнения из-за утраты доверия. Как это сделать и что нужно для этого? Во-первых, необходимо доказать, что работник обслуживал товарно-материальные ценности компании и мы доверяем их ему в соответствии с документами. Именно поэтому в должностной инструкции сотрудника должны быть четкие определения. Например, в инструкции администратора-кассира четко обозначать фронт его ответственности: «принимать через контрольно-кассовую машину денежные средства от покупателей» и т. д.

Кроме того, работодатель должен документально подтвердить, что человек некорректно поступил по отношению к каким-либо материальным ценностям. И неважно, относится это к ценностям вашего предприятия или другого лица. И только когда доказательства будут готовы и собраны, можно говорить об увольнении из-за утраты доверия. Кстати, Верховный Суд РФ также уточняет: если доверие утрачено вследствие действий сотрудника в связи с исполнением им трудовых функций по месту работы, он может быть уволен при соблюдении порядка применения взысканий, в соответствии со ст. 193 ТК РФ. Таким образом, документ, подтверждающий «неправильные» операции работника с деньгами, и будет основанием для утраты вашего доверия.

Однако, при правильно поставленной процедуре «утрата доверия» способна стать мощным фундаментом для защиты ваших интересов и правильной мотивацией для работников, ответственных за материальные ценности вашей компании.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования