Ученье-свет, или как добиться успеха стартаперам

Юлия Соколова
7 февраля 2017 г.

Интервью с владельцем компании «TradeZoneService» (крупный сервисно-логистический оператор в области доставки и технического мерчендайзинга торгового оборудования и рекламных материалов), совладельцем и управляющим партнером компаний «IMBDPartners» (бизнес-тренинговая компания с 2002 г.) и «DaleCarnegieTraining (Moscow)» (франшиза крупнейшей мировой компании в области развития и бизнес-обучения).

В современном мире, где тема образования вызывает множество споров и пересудов, существует один непростой вопрос: каким образом разные формы обучения могут обеспечить вам доход в будущем?

Сможет ли первое высшее образование, полученное в университете или профессиональном колледже, дать достойную базу знаний для формирования устойчивого дохода? И в чём же разница между этими понятиями?

На эти многочисленные и нелёгкие вопросы согласился дать ответ Максим Олегович Соколов, с 2002 г. предприниматель, эксперт и консультант по организации и развитию бизнеса, профессиональный бизнес тренер-консультант и методолог по разработке бизнес-тренингов, руководитель Российского представительства крупнейшей в мире компании по разработке и реализации программ обучения и развития персонала «DaleCarnegieTraining & Associates» (США). А в настоящее время еще и владелец компании «TradeZone Service» (крупный сервисно-логистический оператор в области доставки и технического мерчендайзинга торгового оборудования и рекламных материалов).

Что, по вашему мнению, даёт первое высшее образование?

Первое высшее образование является важным для каждого человека. Оно выполняет образовательно-развивающую функцию, даёт первичные профессиональные качества, которые формируют специалистов тех или иных областей. И после получения первого высшего, многие выбирают работу наёмным специалистом, так она имеет свои плюсы. В этом случае ниже риски, ниже ответственность, но, соответственно, ниже доход. Другие же сразу после университета бегут создавать «стартап» или планируют трудиться в качестве «фриланса» — индивидуального предпринимателя в прямом смысле этого слова.

Расскажите, в чём суть «стартапа» и его создания?

Для начала скажу, «стартап» это не толькоIT — информационные технологии, как думает подавляющее большинство молодых людей, но и всевозможные другие бизнес-начинания. Чаще всего «стартаперами» становятся вчерашние студенты, зачастую, таким образом, бунтуя против стереотипов жизни родителей (работа с 9 до 18, ограничения наемного труда и т. д.), общества или больших корпораций. Иногда побуждением для этого является желание быстро заработать, быстро выделиться. Ещё одной причиной может служить уверенность «стартапера» в том, что вот конкретно его идея самая свежая, неординарная и чудесная. И, не могу не признать, что очень часто так и бывает. Молодые мозги, еще не обремененные рамками и стереотипами, порой выдают абсолютно невероятные идеи — в юном возрасте это делать проще. Разница же между «стартапом» и реальным, пусть и малым или средним бизнесом в том, что бизнес — это уже система, более-менее стабильно выдающая требуемый результат (и доход, раз мы о нем говорим)., «стартап» — это, по сути только начальный этап создания бизнеса, когда такой системы не существует, и не факт что существовать будет. То есть доход, даже если «стартап» начал его приносить - нестабилен и непредсказуем.

Но «стартап» может создать любой, у кого есть первое высшее образование?

Нет, это не так. К сожалению, первого высшего недостаточно для создания и, тем более, поддержания собственного бизнеса. Практические навыки и знания, ориентированные на продвижение себя и своей команды на рынке не даются в высших учебных заведениях на том уровне, на котором они могут понадобиться при организации своего дела. Именно поэтому из огромного количества «стартапов» выживает около 5%, из которых 2—3% переходят в малый и средний бизнес. Для успешного развития дела требуется гораздо более обширная база знаний и навыков по маркетингу, созданию предложения рынку, управлению командой, индивидуальному продвижению, пиару и пр. — всего того, что требует создание и управление бизнесом, как системой. А такой базы практических навыков и знаний первое высшее образование не даёт.

Что же тогда нужно сделать, чтобы успешно создать и продвигать свой бизнес?

К счастью, существует ещё один сегмент обучающе-образовательного рынка - бизнес-курсы или бизнес-тренинги и бизнес-школы. Именно туда чаще всего идёт «стартапер», который объективно оценивает себя и свои знания.

Способны ли бизнес-тренинги и бизнес-курсы обеспечить навыками для создания бизнеса?

Да, безусловно, но и здесь есть свои «подводные камни», так как обучающе-образовательный рынок очень неоднородный. В нём можно выделить три части: инфобизнес-тренинги, классические тренинги и бизнес-школы. Классические тренинги и бизнес школы, имея богатую историю и профессионально подходя к своей деятельности, предлагают практичные и глубокие знания, построенные на достаточно длительном обучении и тренировке навыков. В то время как инфобизнес-тренинги, будучи достаточно новым видом обучающих структур, чаще всего организованы вчерашними «стартаперами». А они, зная свою молодую аудиторию, обещают быстрый результат и предлагают не столько тренинг, сколько «вау-эффект». Естественно действующих «стартаперов» более привлекают именно такие предложения, которые, несмотря на поверхностность, тем не менее, функции свои выполняют. Они вдохновляют к новым попыткам создавать и развивать «стартап», часто дают начальные бизнес-знания неплохого качества, позволяющие его вести.

То есть владельцы малого и среднего бизнеса не посещают инфобизнес-тренинги?

Гораздо реже, и, по наблюдениям, если всё же посещают, то это обычно заканчивается крайне неоднозначно. Все-таки, если «стартапер» делает ошибку (и их на этапе создания «стратапа», как вы понимаете, немало), то цена этой ошибки — невелика и отсутствие структур, персонала, активов у «стартапа» позволяет быстро и, порой, кардинально отказаться от идеи. Или быстро поменять мнение и идти другим путем. В бизнесе (среднем, малом, не важно) уже есть структура, сотрудники, система взаимодействия, заточенные под определенный продукт, оборудование и другие ресурсы. Все это не позволяет быстро проводить изменения или, наоборот, отказываться от них, если вдруг «не пошло». Цена ошибки в этом случае - велика.

Для владельцев малого, среднего и крупного бизнеса лучше подходят бизнес-тренинговые компании, предлагающие короткие программы, и бизнес-школы, предлагающие длительное обучение, чаще всего имеющее статус MBA (MasterofBusinessAdministration).

Какие знания дают классические бизнес-тренинги и бизнес-школы? И для владельцев какого бизнеса они полезнее всего?

«Проба пера» в бизнесе удаётся немногим, и те, кто прошел «испытание стартапом», понимают, каких знаний им не хватает. Тут им на помощь и приходят классические бизнес-тренинги и школы. Поскольку создатели среднего и малого бизнеса являются управляющими директорами в своих компаниях, можно смело сказать, что эти школы реально помогают им обеспечивать себя стабильным доходом.. Ведь в первую очередь эти школы дают конкретно-направленные и сугубо практические знания, а также реальные тренировки бизнес-навыков.

А что вы можете сказать о крупном бизнесе? Достаточно ли только тренингов для поддержания данного дела?

Развитие, в любом случае, важно. Помимо бизнес-школ, которые рано или поздно владельцы крупного бизнеса заканчивают, личное общение с выдающимися специалистами, талантливыми представителями своих областей, часто такими же бизнесменами, но других сегментов, обеспечивает им дальнейшее развитие себя и своего дохода. «Перекрёстное опыление идеями», обмен знаниями из смежных областей, а также живая искра общения интересных друг другу людей даёт зачастую удивительно быстрый скачок в развитии и без того уже подготовленного человека.

Какие советы вы можете дать молодым людям, идущем по пути профессионального развития в качестве наемных служащих, или стремящихся стать предпринимателями и бизнесменами?

Наемный труд является источником относительнобезрискового, хотя и небольшого дохода. Однако и такой доход исчезает, если человека увольняют. Увольняют же, в первую очередь тех, кого меньше всего ценят. Ценность же наемного служащего — в его навыках и знаниях. Их,как мускулы, надо регулярно развивать, иначе они атрофируются (устареют). Регулярное посещение бизнес-тренингов — обязательное условие сохранения и защиты своего дохода.

Предпринимателям понятно, что создание «стартапа» как такового крайне редко является самоцелью. Как правило, за реализацией красивой идеи кроется (и это совершенно естественно) желание создать именно ту самую систему, генерирующую стабильный доход. Красивая идея должна создать дополнительную защиту от конкурентов. И если с самого начала вы собираетесь создать реальный бизнес, то нужно сразу ответственно подойти к делу. Выбрать серьёзные курсы, а не предложения таких же «стартаперов», как вы сами. Тем более, зачастую инфобизнес-тренинги по стоимости выше, чем классические бизнес-тренинги. Серьёзному делу — серьёзная база и подготовка.

Таким образом, можно сказать, что создание бизнеса, как и большая часть успеха в жизни, напрямую зависит от нашего образования. Чем больше у вас знаний, тем скорее вы достигните своих целей, качественно и полноценно обеспечивая свой доход.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования