Ментальная арифметика — новое слово в образовании?

Дмитрий Григорьев, эксперт по новым образовательным технологиям
31 марта 2017 г.

В начале марта в Казани прошел первый Всероссийский образовательный форум EDU Russia — 2017, который собрал профессионалов из разных стран мира: от России до Сингапура. Ведущие отечественные и зарубежные эксперты делились опытом и обсуждали наиболее эффективные современные технологии в сфере обучения. Основатель школы устного счёта Соробан, Юрий Новоселов, стал одним из приглашенных спикеров форума. За неполных 3 года авторская методика школы нашла тысячи почитателей по всей стране. На настоящий момент открылось 100 школ в 70 городах (в России, Украине, Беларуси, Италии). Какова роль современных образовательных технологий в воспитании детей, на что стоит обратить внимание при выборе дополнительного образования и многое другое мы узнали с нашего гостя, Юрия Новоселова.

Форум прошёл, поделитесь Вашими впечатлениями?
Юрий Новоселов (Ю. Н.): Я остался доволен программой и организацией форума Edu Russia — 2017. Оргкомитет подобрал интересных спикеров. Среди приглашенных были как светила академической науки, педагоги и директора общеобразовательных школ, так и эксперты, внедряющие новые педагогические методы, в том числе и международные. Но всех выступавших объединяло одно — все они неравнодушны к своему делу.

Кто из спикеров произвел на Вас наибольшее впечатление?
Ю. Н.: Вета Щукина, директор школы, учитель начальных классов. Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучшая инклюзивная школа» (ЗАТО Звездный, Пермский край). Я не увидел там миллионных инвестиций, но увидел главное — коллектив неравнодушных педагогов. Сергей Асташкевич, директор СК «Развитие», чемпион и действующий тренер по косики-каратэ, рассмотрел вопрос физвоспитания дошкольников совсем с другой стороны. Признаюсь - некоторые тезисы стали для меня открытием. Например, спорность утверждения о важности занятий спортом детьми до 7 лет. Услышать такое мнение от чемпиона было достаточно любопытно.

Сейчас часто можно услышать о новых образовательных технологиях. Как Вы считаете, можно ли говорить о том, что традиционное образование теряет свою привлекательность и не справляется с вызовами времени?
Ю. Н.: На сегодня модель полноценного индивидуального подхода к детям не очень работает. Почему? Возьмем обычную среднюю общеобразовательную школу. 30 учеников слушает одного учителя. Давайте вспомним свое детство — всегда было 5—6 тех, кто улавливал все. Пару человек, на которых махнули рукой. И середнячки, которые усваивали материал с переменным успехом. Как можно говорить об индивидуальном подходе в такой системе? Традиционная модель общеобразовательной школы должна активно использовать современные технологии в образовании. Игнорировать их, мягко говоря, вредно для учеников. Однако эксперименты в образовании не всегда полезны.

Расскажите немного о теме Вашего выступления?
Ю. Н.: Я поделился с экспертным сообществом методикой и результатами нашей работы. Школа ментальной арифметики Соробан — один из примеров, когда дополнительное образование может эффективно работать бок о бок с общеобразовательной школой, помогать и дополнять ее.

В чем суть методики и каковы результаты обучения?
Ю. Н.: Еще совсем недавно на постсоветском пространстве о ментальной арифметике никто не слышал. За последние 3 года мы наблюдаем огромный интерес к методике. В отличии от турецкой школы, где я впервые познакомился с ментальной арифметикой, у нас около 90% детей успешно заканчивают обучение. Сегодня работают уже больше 100 школ устного счёта Соробан в России, Украине, Беларуси, открылся первый учебный класс в Италии, а количество родителей, желающих обучить своих детей скоростному устному счёту продолжает расти.
Методика разработана для детей 5—11 лет. Именно в эти годы у ребёнка сильна мотивация поражать и удивлять родителей и сверстников, показывая свои успехи в учебе. Обучение в школе Соробан продолжается 2 года и включают еженедельные занятия в учебном классе и каждодневные тренировки дома (15 минут упражнений на компьютерном тренажёре Соробан). Набор в школу идёт в две возрастные группы: для дошкольников (5 лет) и для школьников младших классов (1,2,3,4,5,6 класс). На первом этапе обучения происходит знакомство с японскими счётами абакус, освоение навыков работы с ними (откладывание чисел, выполнение примеров на сложение, вычитание, умножение). На втором этапе активируется детское воображение. Дети визуализируют счёты в уме и все примеры решают, мысленно передвигая счётные костяшки на воображаемом инструменте. В работе с абаком дети пользуются двумя руками. Ментальный (умственный) счёт активно тренирует правое и левое полушария головного мозга.

Почему методика Соробан уникальна

Ю. Н.: Я часто слышу вопрос: «Зачем в сегодняшнем мире при таком количестве гаджетов учить быстро считать в уме?». Ментальная арифметика уникальна не тем, что ребёнок обучится быстрому устному счёту. Совокупность ментальной арифметики с грамотными педагогическими методами, систематическими тренировками и индивидуальным подходом способствует гармоничному развитию малышей.

Поймите, что одна из главных задач которые сегодня стоит перед педагогом, родителями — это научить ребёнка быстро думать. Для этого нужно постоянно тренировать мозг. Ребёнка надо учить образному мышлению, нестандартным решениям. Всему тому, чему увы, нельзя научиться в обычной общеобразовательной школе. Не так много методик дополнительного образования, которые решают эту задачу. Доказано, что синхронное развитие левого и правого полушария мозга, способствует образному мышлению, зрительной памяти, концентрации внимания, повышает умственные способности и развивает интеллект. А быстрый счёт — это лучший способ, тренажёр для достижения цели.

Какие факторы являются определяющими в воспитании цельной личности?
• Игры. Например, шахматы, конструктор, пазлы, головоломки — это игрушки, которые заставляют ребёнка думать. Ещё более эффективный инструмент — счёты абакус. Их можно смело назвать игрушкой гения, поскольку они развивают творческие способности, мышление, формируют целостное восприятие мира.
• Воображение. Это источник всех творческих начинаний. Ментальный счёт интенсивно тренирует правое полушарие, ведающее образным мышлением, интуицией.
• Активность. Счет в уме развивает концентрацию и быстроту реакции. В результате активные неусидчивые дети учатся сосредотачиваться на определённых задачах, а спокойные проявляют более высокую активность.
• Уверенность в себе. Каждое занятие приносит ребёнку маленькую победу над собой. Это подстёгивает к покорению новых вершин и не только в математике и устном счёте.
• Знания. Благодаря ментальной арифметике, культивируется познавательный интерес ребёнка и способность быстро и легко усваивать информацию. А феноменальная память, аналитическое мышление, быстрая реакция — главные помощники в приобретении и правильном использовании обширных знаний во всех отраслях науки.
• Общение. Методика даёт бесценный опыт коллективной работы, взаимодействия с людьми, развивает коммуникабельность.
• Лидерские качества. Важно воспитать в учениках ответственность, дисциплину, целеустремлённость, научить их самостоятельно мыслить, делать выводы, принимать решения.

Сегодня множество самых разных школ и все говорят о своей пользе для детей. Понятно, что идёт борьба за деньги родителей, которые они готовы тратить на допобразование. Как не ошибиться с выбором?
Ю. Н.: К счастью, мне неизвестны действительно опасные методики, которые будут приносить вред. Любая методика, где Ваш ребенок будет ДУМАТЬ, принесет пользу. Ведь тренировать мозг можно единственным способом — пользоваться им. А будет это песочная анимация или робототехника - не важно. Важно зажечь интерес и пытаться стать лучшим. Ведь именно стремление стать лучшим объединяет всех успешных людей на планете.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования