Психическое здоровье руководителя

Ольга Полещук, бизнес-тренер, консультант по управлению
3 апреля 2017 г.

Невозможно быть сильным руководителем, эффективно достигать поставленных целей и адекватно общаться с сотрудниками без ежедневной работы над своим душевным, психическим здоровьем. Да и разобраться с этим понятием, провести четкую грань между «больной» и «здоровый» очень-очень сложно. На чье мнение опираться? Сотрудников, которые в половине случаев «ставят диагноз» руководителю? Коллег-руководителей? Вышестоящего начальства?

С физическим здоровьем все понятнее. Спортом занимаешься, не болеешь, чувствуешь себя бодро, имеешь подтянутое тело — значит, здоров!

С точки зрения концепции «Управленческий твистрон» мы не разбираемся с «диагнозами», а двигаемся в сторону усиления, совершенствования, развития.

Какие признаки душевного здоровья руководителя, на мой взгляд, являются положительными?

Привычное состояние — спокойствие, радость. Руководитель находится в хорошем расположении духа. Регулярные печаль или грусть говорят скорее об обратном.

Умеет отделять личное от профессионального. Это проявляется в непредвзятом отношении к сотрудникам, клиентам компании, если таковые имеются.

Легко переносит стрессы, быстро восстанавливается после неудач, испытаний, любых негативных эмоций. Не таит злобу, не мстителен, не агрессивен.

Имеет что-то, кроме работы. Например, увлечение или семью. Руководитель, реализующий себя только в работе, круглосуточно погруженный в рабочие мысли, действия, не умеющий переключаться на что-то другое, похож на одержимого. Такого же отношения он начинает требовать и от сотрудников, которым либо приходится отказываться от других важных ценностей, либо... искать другую работу.

Развивается, обладая внутренней гибкостью, способностью меняться. Он не костный, а гибкий. Заметна положительная динамика в развитии.

Имеет адекватную, реалистичную и надежную самооценку. Достаточно спокойно воспринимает критику, реагирует на нее, не считает себя истиной в последней инстанции.

Выстраивает мирные, теплые, открытые отношения с большинством окружающих, взаимно подстраивается под сотрудников и клиентов, а не изображает из себя короля, к которому требуется сложный и непредсказуемый подход. Умеет договариваться, а не только авторитарно давить.

Имеет устойчивые принципы жизни, собственную философию, концепцию,и в отношении управления в том числе.

Любит людей. Любовь проявляется в принятии, а не только в теплом отношении. Да, есть люди, которые изначально не любят людей, но тогда они вообще не связывают свою профессию с людьми, ориентируясь, например, на работу с информацией, машинами, природой. Работа руководителя это, в первую очередь, постоянное взаимодействие с разными людьми. И без любви к людям получается либо деспотизм, либо равнодушие к человеческому фактору.

Что делать руководителю для усиления своего душевного здоровья?

Решать личные проблемы. Закрывать их так же как и планы. Не тянуть, не тащить до ситуации, когда вдруг рассосется само. Однозначно - неразрешенные проблемы сказываются на эффективности во всем.

Насытить жизнь по колесу баланса. Это и отдых, и переключение, и альтернативный опыт.

Много и качественно отдыхать. Причем — если работа основана на постоянном общении с людьми, отдых лучше бы связать с одиночными формами. И не с теми людьми, с которыми работаешь.

Заниматься творчеством, ведь творчество задействует совсем иные части мозга и нейронные связи. Оно дает возможность рождать идеи совсем другого прядка, нежели производственные. И чем дальше ваше творчество от тех задач, с которыми вы привыкли иметь дело в рабочих процессах, тем лучше.

Заниматься саморазвитием, причем не на уровне сбора информации по какой-то теме, а именно на уровне практики. Работать над принятием, спокойствием, уверенностью, гибкостью.

Регулярная работа с коучем или психологом для разбора сложных ситуаций, решения проблем, осознания и выстраивания собственной концепции управления, усиления управленческих компетенций.

Анализировать себя. Свои слабые и сильные стороны, уровень своих компетенций, свои эмоциональные реакции. Я знаю, что некоторые руководители смеются над такими вещами как эмоции, но ведь эмоции есть энергия, а направленная в нужное русло энергия принесет пользы не меньше, чем эффективное управленческое мышление. И... кстати...

Развивать позитивное мышление. Видеть положительные стороны в любом, даже самом жестоком провале, улыбаться в сложные времена, поддерживать сотрудников и верить в лучшее!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования