Оценка и развитие: вместе или раздельно?

Юрий Михеев, кандидат психологичеких наук, тренер-консультант, руководитель направления «People Up!» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про».
26 июня 2017 г.

Довольно часто от клиентов мы слышим следующий запрос: «Наш генеральный директор хочет посмотреть на людей и составить о них мнение». На тренинге, в ходе фасилитационной сессии или же в бизнес-симуляции. Это вполне понятное желание руководителя, но перед тем как обращаться к поставщику — необходимо чётко понять: с какой целью нужно «посмотреть на людей»? Как будет использована полученная информация? Будут ли приниматься кадровые решения на основе «просмотра»?

В 2013 году в России силами профессионального сообщества был разработан и принят стандарт «Центра оценки», который был одобрен международными экспертами. В нём зафиксированы те минимальные необходимые требования, которые позволяют называть проводимое мероприятие «Центром оценки» или «Центром развития». С полным текстом документа можно ознакомиться здесь, а в статье мы постараемся наглядно показать разные сферы применения этих технологий.

К сожалению, на практике мы часто становимся свидетелями подмены понятий и смешения задач, а в результате — некорректного и неэффективного использования этих двух технологий. В Российском стандарте центра оценки обозначены следующие задачи, которые решает Центр оценки:

  1. Отбор (например: найм, ротация, отбор в кадровый резерв, управленческую команду).
  2. Определение направлений индивидуального развития (например: составление индивидуальных планов развития (ИПР), профориентация).
  3. Определение направлений развития совместной деятельности в организации (например: формирование управленческой команды, разработка программ корпоративного обучения, разработка «профилей должностей»).
  4. Обучение в процессе ЦО (например: развитие оцениваемых в ЦО компетенций/критериев, профессиональная адаптация). Важно, что в этом случае результаты ЦО не могут быть использованы для задач отбора.

Задачи 1 и 4 не могут решаться одновременно, т.к. в процессе обучения мы влияем на поведение участников и таким образом не можем однозначно сказать, зафиксированное в ходе наблюдения поведение является характерным для участника оценки, или он (она) его только сейчас начал осваивать.

На российском рынке существуют поставщики, которые предлагают комбинированную услугу «Центр оценки и развития», но мы советуем руководителям служб персонала внимательно изучать такие предложения и чётко понимать, что за ними стоит: Центр оценки, Центр развития, грамотная комбинация этих двух технологий или вообще что-то, не относящееся к делу.  

Обучающая ситуация, смоделированная в ходе Центра развития, должна быть организована так, чтобы мотивировать участников к освоению новых моделей поведения, экспериментам здесь и сейчас, а значит создавать достаточный уровень психологической безопасности для участников, вовлекать их в процесс. В то время как для Центра оценки важно, чтобы участники имитировали модель повседневного поведения на рабочем месте. Это различие накладывает существенные ограничения на ситуации, используемые в Центре оценки, и на групповую динамику Центра оценки.

Мы (ГК «Институт Тренинга АРБ-Про) разработали «чек-лист», который позволяет нашим заказчикам оценить свои задачи и определить, соответствует ли предложение поставщика Российскому стандарту Центра оценки. Заполнить чек-лист вы можете по ссылке.

К сожалению, до сих пор мы видим попытки непрофессиональных поставщиков выдать за Центр оценки набор ролевых игр из тренингов личностного роста: поведение человека в условиях игрового драйва может сильно отличаться от реальной жизни и принимать любые решения по итогам такой «оценки» — огромный риск для компании. Игровые форматы очень хорошо подходят для Центров развития и совсем не подходят для Центров оценки.

Центр оценки — технология дорогостоящая, требующая большого количества профессиональных ресурсов и человеко-часов со стороны поставщика. Сфера его применения ограничена определёнными ситуациями, тогда как Центр развития можно использовать шире:

Как видно, Центр развития — технология универсальная и мультиформатная. Сегодня на рынке представлены самые разнообразные форматы организации центров развития, в том числе, с элементами геймификации. Грамотно подготовленные бизнес-симуляции могут дать сотруднику сильный толчок к развитию, потому что дают увидеть каждому участнику результаты в режиме онлайн и на реалистичном материале. Большое преимущество центра развития — это драйв и вдохновение: обучая и развивая сотрудника, компания словно говорит: «мы в тебя верим, мы делаем на тебя ставку». Возможность самому нащупать свой вектор развития, найти пути личного профессионального развития — это уже сама по себе сильная мотивация.

Центр оценки и центр развития — это две разные технологии, призванные решать различные задачи. Они могут быть использованы как вместе, так и по отдельности, но важно помнить, что изначально цели у них разные.

Выбирайте наиболее подходящую технологию на основе ответа на вопросы «Как будет использована полученная информация?» и «Что мы хотим от участников в результате это работы?».

Подробнее о технологии Центра оценки и её отличии от Центра развития читайте в нашей книге «Центр оценки шаг за шагом», Н. Рыжова, Ю. Михеев.

Насколько Центр оценки в Вашей компании соответствует стандарту Вы можете проверить ответив на вопросы чек-листа.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования