Установки руководителя как инструмент эффективного управления

Ольга Полещук, бизнес-тренер, консультант по управлению
24 июля 2017 г.

Восприятие мира — активный процесс. Все, что мы видим вокруг себя необъективно и беспристрастно. Любое событие, жизненный факт, и любого человека мы видим сквозь собственные фильтры, искажаем через линзы и призмы, создавая свой неповторимый образ. Этот взгляд в психологии обозначают термином «установка». Иллюзии восприятия, умение видеть желаемое вместо реальности — это норма. Еще установкой называют готовность, предрасположенность человека к определенной программе поведения в конкретной ситуации. Во всех жизненных ситуациях, где у нас уже был определенный жизненный опыт, мы готовы действовать по определенному сценарию, поэтому можно говорить, что мы становимся заложниками собственных установок. Многие из них бессознательны, автоматичны, привычны.

Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» появилось позднее в работах грузинского психолога и философа Дмитрия Николаевича Узнадзе.

Отправной точкой установки являются ментальные, мыслительные процессы. Именно установка определяет готовность реагировать разными эмоциями и состояниями, подбирать слова и выбирать поведенческие акты. Установка выполняет задачу фильтрации поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности и контролирует ее в стандартных ситуациях, что освобождает человека от необходимости сознательно принимать некоторые решения

Российский психолог Н. Козлов пояснял отличие установки простой фразой — как быть должно и как не должно. У взрослого человека, имеющего опыт в разных сферах жизни, установки есть относительно всего: себя, других людей, различного рода взаимоотношений, активностей....

В том числе и у руководителей есть свой пул установок. Задача этой статьи - выбрать верную стратегию работы с установками, чтобы они улучшали процесс управления, делали его максимально эффективным. Для этого нам необходимо разобраться — с какими именно установками, а точнее, группами установок, сталкивается руководитель в деятельности. Осознать их, увидеть, прочувствовать, разделить на конструктивные и деструктивные. Важно осознавать те установки, которые двигают вами, мотивируют вас. Важно отслеживать установки, ведущие нас в тупик, в негатив и в конфликт.

Группы установок.

Предлагаю условно поделить установки руководителя на следующие группы:

  • Установки относительно себя,

  • Установки относительно дела, бизнеса, работы, проекта,

  • Установки про сотрудников и взаимоотношении с ними,

  • Установки относительно двух полюсов «успеха-поражение»,

  • Установки клиентов (если они есть)

  • Установки конкурентов (если они, соответственно, есть)

Установки относительно себя, как руководителя. Отчасти мы этой темы касались в эти установки исключительно для нашего внутреннего пользования. Однозначно, представления о себе реальном и о себе идеальном сильно влияют на все сферы человека, в том числе и на управление. Ибо в жизни все связано, и есть такая вещь как проекция.

На мой взгляд, здесь не так важно быть идеальным. Важно быть последовательным, создавать гармоничный комплекс установок, которые не противоречат друг другу. А, напротив, поддерживают друг друга.

«Я должен быть справедливым руководителем», на мой взгляд, противоречит с установкой «на войне все средства хороши».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Каким должен быть эффективный руководитель?

  • А каким руководитель быть не должен?

  • Отличительные черты самого лучшего руководителя?

  • Какой я руководитель?

Выберите несколько самых сильных установок, которые вас мотивируют, ведут, которые откликаются в вашей душе?

Установки относительно дела, работы.

Дело, работа, проект — что они значат для вас? Что важного и ценного в работе? Что для вас дело и каким оно должно быть? А каким не должно? Например, работа - это когда ничего личного, только концентрация на деле. Или, наоборот, именно в работе мы получаем глубинное личное общение, которое гармонично переплетается с профессиональным. Дело первичнее людей или люди все-таки важнее? Работа должна приносить только положительные эмоции или эмоции вообще не важны?

С этими установками вы работаете и с ними же достигаете поставленных целей (или не достигаете). Под эти установки подбираются ваши люди с такими же взглядами.

Установки относительно сотрудников.

Здесь есть и внутренняя составляющая, и внешняя. К внутренней относятся ваши личные границы, рамки и ощущения относительно ваших сотрудников. И внешняя — это перечень характеристик, которые вы готовы принести в мир, дабы все окружающие знали, с кем вы будете работать и сотрудничать, а с кем — нет. Благодаря этим установкам пройдет естественный отбор. И те люди, которые вашим взглядам, ценностям соответствуют, останутся с вами. Остальные рано или поздно уходят. И это хорошо.

Ответьте на вопросы:

  • Какие люди должны быть рядом с вами? Достигать поставленных вами целей, двигать вперед ваш проект, дело, бизнес?

  • На каких условиях вы готовы сотрудничать, а какие для вас являются неприемлемыми?

  • Каких людей не должно быть в вашей команде?

  • Какой ваша команда должна быть?

Проанализируйте, какие установки относительно сотрудников являются для вас деструктивными? Подумайте именно о тех, которые реально существуют и мешают вам эффективно управлять.

Например, у меня какое-то время присутствовали такие:

  • «Когда хочешь, чтоб хорошо получилось, сделай сама»;

  • «Рано или поздно люди уходят»;

  • «Хороших сотрудников мало».

Установки относительно успеха/проигрыша.

У каждого человека, в том числе и руководителя, есть свои установки относительно двух полярных состояний, ориентиров в бизнесе — успеха и проигрыша. На какой чаше весов у вас больше установок? Во что вы больше верите? Как вы реагируете на успех, а как на проигрыш (ошибку, провал)? Это очень важная серия установок, идущая к нам как из глубокого детства, средств нашей личной мотивации (похвалой или пинками), так и от наших жизненных учителей. Кто были или являются вашими учителями, какие установки вы получили/получаете от них?

Осознав деструктивные установки, вы поймете, почему не достигаете поставленных целей в той или иной степени. Что вам мешает для успеха, как вы себя ограничиваете, в чем кроются подвохи, где нестыковки. Один мой знакомый руководитель часто говорил «Что ни делай, успех — редкая птица, поймать ее за хвост дано только единицам». Осознав всю суть этой присказки, он обнаружил через некоторое время, что однобоко относился к понятию «успех», измеряя его только в количестве полученных денег. Хотя его компания достаточно удачно и планомерно развивалась, рядом были верные и профессиональные сотрудники, вполне довольные и работой, и деньгами. Да и сам автор фразы не был бедным человеком.

Установки относительно конкурентов.

Конкуренты здесь могут быть в разных смыслах. Конкуренты бизнеса (влияют на ваших клиентов), конкуренты лидерства (влияют на ваших людей), конкуренты управления (стремятся занять ваше место).

Какие эмоции вызывает у вас конкуренция? Что для вас конкуренция? Ваши требования к конкурентам? Сложные вопросы. И кто-то видит в конкуренции борьбу, конфликт, войну, а кто-то — развитие, повышение качества и еще что-то положительное. Как вам такая жизнеутверждающая установка: «Конкуренты убеждают меня в реальности идеи, ее жизнеспособности. Как только я начинаю новый проект, я начинаю искать конкурентов, и, если они находятся, я с удовольствием выдыхаю, ведь я вижу стимул к развитию».

Установки относительно клиентов.

Каким должен и каким не должен быть ваш клиент? Список поможет вам понять, почему некоторые люди не могут стать вашими клиентами. Например, фраза «до таких клиентов нам еще сто лет расти» ограничивают вас, несут эту информацию в мир. Встречаясь и общаясь с вами, потенциальные клиенты считывают ее и почему-то отказывают вам. А вы в очередной раз повторяете то же самое.

Именно этими установками определяются ваши сотрудники. И, чтобы вы им не говорили на словах, чему бы не учили, но если вы сами думаете, что:

  • Все клиенты неблагодарные;

  • Им нужно только скидку;

  • Они не ценят того, что вы им предлагаете;

  • Клиенты глупые, капризные, злые (продолжите сами),

То работники будут вести себя так же. И говорить вашими же фразами. Что неудивительно. Поэтому, прежде чем работать с клиенториентирванностью сотрудников, может, стоит поработать со своими мыслеформами и установками?

Работа с установками — долгий процесс, а, самое главное — честный. Разобравшись со своими установками, вы получаете ступени, из которых сложится лестница вашего успешного управления.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования