10 советов о том, как организовать эффективное онлайн обучение в своей компании

Елизавета Марголина, эксперт, консультант, преподаватель, T&D Dive, CEB — SHL
6 августа 2017 г.

Новые технологии позволили появиться совершенно новому стилю обучения. Видеоуроки, вебинары, онлайн курсы — это не эволюционное развитие очных форматов и не трансформация аудиторных занятий. Это отдельное направление в образовательной практике с точки зрения методики преподавания, работы с группой, формы подачи материала. В статье речь пойдет о том, как сделать онлайн обучение полезным для себя и для сотрудников компании.

В первый раз с дистанционным обучением я столкнулась, работая в одной крупной металлургической компании. Уже в 2006 году там существовала довольно богатая библиотека дистанционных курсов, включающая в себя как тренинги по софт-скиллз, например, по «навыкам взаимодействия», так и курсы на производственную тематику, разработанные в непосредственном сотрудничестве с мастерами цехов.

Прошло 11 лет, в течение которых я была сторонним наблюдателем онлайн форматов, активным их слушателем, поддерживала внедрение онлайн обучения в компании, а также стала разработчиком и ведущим онлайн курсов. Последние полгода я провожу свое мини исследование — спрашиваю менеджеров по развитию, о том, как часто они используют дистанционное обучение, в любой его форме, для себя и для своей компании. Диапазон ответов очень широк, разлет выборки выглядит примерно так: это первое онлайн обучение в моей жизни, в компании у нас такого нет; я довольно активно пользуюсь возможностями онлайн обучения для себя, раз в неделю посещаю хотя бы один вебинар или смотрю видео урок, но продвигать эту идею в компании пока не хочу, так как есть сомнения; у нас в компании огромная библиотека курсов, я сам подписан на все открытые источники дистанционного обучения, вижу эффект и всем советую. Такое разнообразие в ответах подводит меня к выводу, что, как и в многих других вещах, просто необходима «правильная подготовка».

Моя статья — это путь человека из первой категории, который считал онлайн обучение «вынужденной мерой», которая никогда-никогда ничего не заменит. Через долгий срединный этап, когда я сама училась онлайн втайне ото всех и стеснялась в этом признаться. Набравшись опыта, я сама стала адептом онлайн обучения, но до сих пор в моих воспоминаниях есть те тревоги и сомнения.

Я поделюсь, что помогло мне самой получить максимальную пользу от онлайн формата, как участнику обучения. И что, на мой взгляд, важно помнить при создании и продвижении онлайн курсов с точки зрения специалиста по обучению и развитию.

Пять рекомендаций ученику онлайн формата.

  1. Все особенности обучения взрослых и базовые принципы андрагогики в дистанционном формате проявляются особенно ярко. И главный из них — обучение должно быть «в тему». Очное обучение имеет эмоционально-социальную нагрузку как дополнительное преимущество, и за счет живого общения может быть интересно само по себе. Онлайн обучение — это дистиллированный контент. И если это содержание вам нужно для работы или для дела, то и обучение будет полезно. Учиться в онлайн формате «впрок» или чтобы «интересно провести время» могут только ярые фанатики познавательной деятельности, как таковой. Всем остальным - только под задачу!

  2. Пункт один вы выполнили и записались на онлайн курс по нужной вам для работы теме. Теперь обязательно начинайте применять новые знания, и немедленно! В отличие от очной формы обучения, где можно в комфортных условиях группы единомышленников попрактиковать новый навык прямо в процессе тренинга, онлайн формат такой возможности предоставить не может. И это не недостаток, это преимущество онлайн обучения! Ведь вам придется не пробовать и тренироваться в ученической среде, а использовать и отрабатывать новые навыки и знания в работе. Скорее всего вам надо будет вовлечь других, все согласовать с руководством и так далее. И если вы все это сделаете, то навык точно закрепится, и вы точно будете им пользоваться.

  3. Создайте себе помогающую среду. Ищите статьи, читайте книги по теме онлайн курса. Найдите экспертов темы, обсуждайте с ними пройденный материал. Это не просто активное поведение при обучении в группе, это активная позиция в отношении своего развития.

  4. Изучайте возможности онлайн обучения, собирайте рекомендации на курсы и авторов, пробуйте, анализируйте, что подходит именно вам. Сейчас довольно много промо-вебинаров, открытых бесплатных видео уроков. Инвестируйте часть своего времени в поиск интересных для вас обучающих ресурсов и авторов. Эти вложения точно окупятся.

  5. Платите за то обучение, которое вам полезно для дела, программа курса которого вам понравилась и промо-вебинар произвел положительное впечатление. Я по-прежнему сталкиваюсь с мнением, что онлайн обучение это что-то несерьезное и поэтому должно быть бесплатно. Преодолев это предубеждение, вы откроете для себя целый мир эффективного, удобного и интересного пространства для развития.

В качестве иллюстрации приведу личный пример. 8 лет назад я находилась в отпуске по уходу за маленьким ребенком и жила в небольшом, по столичным меркам, городе. Как многие молодые мамы, я хотела не просто не потерять квалификацию за это время, но и получить новые знания и навыки. Собрав рекомендации и изучив тренды отрасли, я остановила свой выбор на коучинге. Мотивация к обучению у меня зашкаливала! Изучив возможные опции, их надо сказать было не очень много, я нашла два продолжительных курсах по коучингу. Послушала промо, почитала статьи авторов курсов, запросила рекомендации. И рискнула записаться и оплатить свое участие, не до конца веря в целесообразность этого поступка. Следующий год я жила темой коучинга. Заказывала книги, общалась с такими же учениками и уже опытными коучами. Но самое главное — мне пришлось искать себе коучи (клиентов) для отработки практики. Не той практики, которая нужна всем для получения сертификата, а учебной, когда каждый новый навык надо потренировать, попробовать, прочувствовать, написать подробный отчет своему супервизору, обсудить сложности, внести коррективы. И вот задача по поиску людей, готовых в 2009 году в небольшом, далеком от HR активностей городе, стать клиентом коуча-недоучки, оказалась одной из самых развивающих и важных. Это не «разбейтесь по парам и давайте следующие 30 минут будем давать друг другу безоценочную обратную связь по ситуациям, которые я раздам вам на листочках». Это реальные люди и настоящая жизнь. Готовиться к каждой практике надо было очень серьезно, что позволило быстро развить нужные навыки. Когда я вернулась на работу в Москву, выяснилось, что в моей компании полным ходом идет внедрение управления в стиле коучинг и я с легкостью присоединилась к инициативе.

С тех пор онлайн обучение стало неотъемлемой части моего личного плана развития. Помимо этого, работая внутри компании, я отстаивала и доказывала целесообразность дистанционных курсов и вебинаров для сотрудников компании. Одним из важных аргументов на популярное возражение: «Ну онлайн обучение — это же все равно не то!», — стала экономика вопроса. Например, компании необходимо обучить 10 000 сотрудников фронт-лайн новому продукту. В компании есть 100 тренеров, которых можно привлечь к этой работе. Предположим зарплата каждого тренера 70 000 рублей, в час — 400 рублей. В группе может быть 10 человек одновременно, а это значит 1000 групп. Семинар по новому продукту продлится 2 часа. 800 рублей за группу, умноженное на количество групп, дает нам 800 000 рублей. Вместо этого можно разработать онлайн курс, на те же 2 часа, что займет 2 рабочих дня у штатного специалиста по дистанционному обучению с зарплатой 100 000 рублей. Итого себестоимость курса будет 10 000 рублей. Довольно сильный аргумент в ответ на иррациональное сомнение, не находите?

А чтобы кроме эффективности онлайн обучение могло похвастаться также и результативностью, предлагаю пять рекомендаций для создателей и промоутеров онлайн обучения.

  1. Создавайте интегральные решения. Как минимум приглашение на вебинар или видеоурок должны быть сформулированы таким образом, чтобы потенциальные участники проанализировали текущую ситуацию и сформулировали потребность на курс. А максимум интеграции и микса различных форматов не ограничены ничем. В приведенном примере с продуктовым обучением мы закрепляли полученные онлайн знания при помощи наставничества на рабочем месте.

  2. Обязательно после видеокурса или вебинара давайте домашнее задание на отработку или заканчивайте урок тестом. Это позволит участнику проверить себя, а вам получить информацию для аналитики. Контроль же за прохождением курса должно обеспечивать подразделение заказчика. Очень волнующе было смотреть на аналитику продаж нового продукта среди тех, кто уже прошел обучение и справился с тестом и тех, кто еще не успел. Зависимость - линейная!

  3. Участники онлайн обучения могут находится за тысячи километров друг от друга и при этом они объединены одним «ученическим интересом». Поддержите их в этом. Создайте возможность для общения вне вебинаров, например, закрытую группу в социальных сетях или специальные «классы» в рамках корпоративного интранета. Обсуждения и взаимные рекомендации участников обучения усилят библиотеку знаний в компании.

  4. Учитесь сами быть онлайн тренером и выбирайте преподавателей курса с той же тщательностью, что и очных тренеров. Это совсем другая активность — не лектор, не тренер, не коуч. Успешность специалиста в оффлайн формате не гарантирует, что и в онлайн он будет столь же эффективен. Если вы ведете вебинары самостоятельно, то просматривайте записи, просите обратную связь от слушателей, ищите свой голос и стиль. Если выбираете тренера, то попросите провести промо, дайте обратную связь, договоритесь о стиле подачи информации, который будет наиболее уместен для вашей корпоративной культуры.

  5. Давайте участникам слово! Возможности чата во время вебинара, общее пространство для общения после, приглашение выйти в эфир и задать вопросы голосом. Онлайн обучение может стать очень близким и объединяющим для участников.

Информационные технологии являются ведущим средством в дистанционном обучении, поэтому в статье я использовала термин «онлайн», подразумевая дистанционное обучение с применением обозначенных средств. Но кроме новых IT технологии при этой форме обучения должны быть свои особенные подходы преподавания. Уверена, что со временем появятся научные труды на тему дидактики и методики онлайн обучения. А мы будем гордиться, что стояли у истоков цифровой революции в обучении.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования