Кто такой иллюстратор?

Конорова Марина, арт-директор «Лабмедиа»
20 августа 2017 г.

В большинстве, а почти во всех электронных курсах используется графика. Она может быть почти незаметная — маленькая иллюстрация-иконка, передающая суть написанного, а может быть очень заметная, например, локация во весь экран с персонажами в диалогах. Но всегда иллюстрация должна быть подчинена решению поставленных задач, раскрывать и подкреплять смысл.

Даже если маленькая иллюстрация-иконка была бесплатно скачена с самого бесплатного стока, когда-то она была нарисована иллюстратором. На нашем потребительском уровне еще не так повсеместно используют силу роботов.


В нашей компании внешний облик проектов находится на одном уровне важности со смысловыми и техническими составляющими. Поэтому в штате целая команда иллюстраторов.


Иллюстраторы у нас не художники. Мне всегда не по себе, когда называют иллюстраторов художниками, прочно устоялась ассоциация с несобранным, очень творческим, немного пьяным человеком, который всегда находится «в поиске». Нашу профессию я называю «коммерческий иллюстратор». Это подразумевает высокий уровень мастерства, знание анатомии, графических программ, планшета, особенностей работы по заданию, соблюдение сроков и вообще хорошую выдержку. Устоялось мнение, что иллюстраторы «да просто рисуют картинки». Рисуют, но это непросто. Все вообще непросто.

Давайте по порядку:

  1. Уровень мастерства. В России есть, по большому счету, один университет, который обучает искусству современной иллюстрации, но обучение платное, очень платное, и далеко не все могут себе это позволить. Есть альтернатива - много онлайн-курсов в виде видео ускоренного процесса рисования с комментариями автора. Как в любом другом мастерстве, успех приходит через несколько лет постоянной практики. Как самостоятельное явление, профессия появилась недавно. До этого навыками иллюстрирования обладали графические дизайнеры и веб-дизайнеры и применяли их от случая к случаю. Поэтому у многих ребят появилась возможность развиваться исключительно в направлении иллюстрирования контента в бесконечных вариациях стилей. У нас в компании работают иллюстраторы с разным уровнем мастерства, но все тянутся вверх, так как постоянно растет требование к уровню качества графики. Нельзя стоять на месте и быть удовлетворенным своим уровнем, это означает что иллюстратор не будет расти и со временем «перегорит».

  2. Анатомия. Бич иллюстраторов и повод для постоянных жарких споров. Для одних рука вывернута, для других все нормально. Поэтому стараемся, когда рисуем персонажей постоянно смотреть и срисовывать с фотографий в схожих положениях. Вообще, для меня основное отличие художника от коммерческого иллюстратора — это использование референсов, т. е. прорисовка персонажей в реалистичном стиле по фотографиям. Чаще всего это относится только к этому стилю, т. к. в нем важна правильная анатомия и детализация.

  3. Графические программы. Невозможно работать в сфере электронного обучения и рисовать на бумажке. Хотя я когда-то маленькую часть своего первого проекта рисовала на бумажке карандашом, потом обводила тушью, потом сканировала, потом подчищала в программе. Очень много времени потеряла. Иллюстраторы должны знать Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Просто должны знать, без комментариев.

  4. Использование планшета. Ну конечно иллюстраторы не рисуют мышкой! Это самое страшное наказание. В работе используются большие планшеты фирмы Wacom. Рисуют специальной ручкой-стилусом, у которого есть насадки, имитирующие работу по различным материалам. Без этого навыка в нашей профессии делать нечего.

  5. Работа по заданию. Не секрет, что иллюстраторы одни стили графики любят больше чем другие. Например, всегда веселее рисовать мультипликационных героев.

    Или хочется попробовать новый стиль, а нет подходящей темы для курса. Или нужно иллюстрировать сложные нефтехимические процессы в стиле флэт.

    На помощь приходит любовь к деталям, ведь можно нарисовать так как никто еще не рисовал, или использовать необычную цветовую гамму, сложный ракурс. Иногда изначально определенный проект планируется под человека, тогда в процессе глаза горят, и перо планшета летает. А еще сложность в задании - это всегда вызов, еще одна точка роста.
  6. Соблюдение сроков и выдержка. Одно другому помощь создает. Проектов всегда много и будет их всегда много, поэтому время иллюстратора распланировано очень четко, т. к. он является частью рабочей цепочки. Настолько четко что иногда нет времени даже сделать перерыв потому что хочется нарисовать покрасивее лицо персонажа или подетальнее локацию. Самое сложное в этом — держать уровень. Постоянный аврал, потеря мотивации, забивание на качество, в таких ситуациях вылезает творческий художник. Тогда мы ведем с ним диалог и используем свои инструменты для поднятия духа. Вообще сроки — это благо. Они создают рамки, иначе любая работа может длится вечно и не будет завершена. Исключение - когда сроки неадекватны ожиданиям.

Страшная картина получилась. Но теперь стало понятно, что профессия коммерческого иллюстратора — это тяжелый интеллектуальный и физический труд, требующий постоянной практики навыков.

Сейчас в нашей команде 3 иллюстратора, 3 дизайнера и арт-директор. Периодически штат расширяется и есть некоторые вещи, на которые я обращаю внимание во время собеседования:

  1. Я обычно прошу посмотреть портфолио. Если его нет (мы рассматриваем и совсем молодых специалистов на перспективу), прошу сделать тестовое задание. Оно для всех стандартно: нужно нарисовать персонажа в реалистичном стиле. Часто бывает, что иллюстратор не умеет работать на планшете, в этом случае прошу нарисовать от руки. Если все устраивает, учим работать на планшете. При должном упорстве — пару недель и рука поставлена.

  2. Всегда спрашиваю, чем вдохновляются и как обучаются будущие сотрудники. Это очень тонкий момент, нужно поймать общие интересы и указать на то, что человек делает неправильно или делает не совсем правильно. С мастерами своего дела у нас другой разговор.

  3. Всегда честно комментирую тестовое задание. Если человек допустил большое количество ошибок, каждую проговариваю и даю решение. Заодно можно увидеть отношение к критике в стрессовой ситуации.

  4. Человек может не уметь работать в нужной программе, если тестовое задание устраивает — обучается на испытательном сроке.

Все, что описано выше про иллюстраторов - применятся постепенно. К нам приходят, не зная, что такое электронное обучение и что там вообще можно что-то нарисовать. Самое главное, в любой непонятной ситуации никогда не забывать про творческую свободу в разумных рамках.

По материалам blog.labmedia.su.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования