Внедрение вебинаров в систему корпоративного обучения: что нужно знать на старте?

Марина Литвинова, менеджер e-learning проектов, платформа eTutorium
12 ноября 2017 г.

Человек постоянно сталкивается с многообразием предложений на рынке и делает выбор. Если раньше мы приступали к поиску инструмента, который решил бы наши задачи, то сегодня часто происходит наоборот. Мы можем купить товар, потребность в использовании которого у нас еще не сформирована.

Эта история характерна для многих трендовых инструментов eLearning: LMS (система управления обучением), платформа для проведения вебинаров, разработка интерактивного контента, диалоговый тренажер, готовые электронные курсы и т. д. Только после совершения покупки у многих всплывают вопросы относительно того, где и как это применять. А что в результате? Следуют выводы о неудобстве или неэффективности того или иного инструмента. Но если бы изначально были четко обозначены цели применения — все было бы совсем иначе.

Давайте поговорим о грамотном использовании вебинаров в корпоративном секторе и четко определим:

  • как встроить вебинары в существующую систему корпоративного обучения;

  • какие преимущества и недостатки есть у этого инструмента;

  • как избежать участи компаний, которые купили платформу для проведения онлайн-тренингов, но так и не смогли найти ей эффективного применения.

Вебинары в системе корпоративного обучения: расставляем акценты

1. Акцент на смешанном обучении.

Представим среднестатистическую компанию с численностью персонала 1000+ человек. Обучение персонала реализовано в 2-х форматах:

  • очный: выездные тренинги, семинары, наставничество, мозговые штурмы;

  • дистанционный: электронные курсы, тесты, книги, вебинары, форумы.

Практика показывает: в таких случаях выстраиваются смешанные программы обучения, где задействуются инструменты двух форматов в различной комбинации. И это самое оптимальное решение. Примером такой blended learning-программы может стать учебная траектория, включающая электронный курс, форум, вебинары, тренинги, консультации и тестирование.

2. Акцент на очном или на дистанционном обучении.

Часто компании делают акцент либо на очном, либо на дистанционном формате. Первый вариант подходит для ситуаций, когда есть необходимость в обучении сотрудника конкретным навыкам (например, тренинги для продавцов или руководителей). Второй вариант актуален, когда есть необходимость в стандартизированном обучении специалистов массовых профессий, работающих удаленно друг от друга (например, кассиров или операторов колл-центров). Здесь чаще всего используется электронный контент, вебинары, тренажеры, тесты.

Такой подход также успешно решает вопрос использования всех учебных инструментов, поскольку здесь выработана четкая стратегия обучения сотрудников. Достичь такого результата можно, если в отделе обучения используется методика, определяющая выбор конкретного инструмента под конкретную задачу. Например, для отработки навыков общения, продаж, убеждения — очный тренинг, для проведения мозгового штурма — работа в проектных группах, для изучения свойств и параметров продукта — электронный курс, для предтренингового сопровождения и консультаций с экспертом — вебинар. Такая стратегия в большинстве случаев снимает все спорные вопросы относительно выбора формата обучения сотрудников.

3. Переход от очного обучения к дистанционному.

Рассмотрим промежуточный вариант, когда компания решает перевести программы обучения из очного формата (тренингов и семинаров) в дистанционный (вебинары и онлайн-курсы). Несмотря на многообразие инструментов eLearning, чаще всего встречается именно такое развитие событий. Здесь тренинг и семинар трансформируется в вебинар, а раздаточный материал из презентации упаковываются в электронный курс.

Такой подход влечет за собой множество ошибок. Это связано с тем, что вебинары часто не соответствуют целям обучения, которые можно было решить тренингами.

В чем сила и слабость вебинаров?

В отличие от очного тренинга, на участников вебинара воздействует масса отвлекающих факторов: монитор компьютера с активными программами и вкладками браузера, лежащий рядом телефон, возможность в любую минуту выключить звук, свернуть окно или попросту выйти из вебинарной комнаты. Тренер в онлайне также чувствует себя по-другому, так как не ощущает постоянной обратной связи от группы.

Как нивелировать эти факторы? Важно заранее подготовиться к внедрению вебинаров в систему корпоративного обучения. Провести для сотрудников вводное занятие и в интересной форме познакомить их с новым инструментом.

Сила вебинаров заключается в том, что они позволяют:

  • обучить быстро, удаленно и качественно (при грамотном использовании функционала платформы);

  • провести опрос, тестирование, анкетирование и даже итоговый срез знаний;

  • организовать мозговой штурм или онлайн-встречу с экспертом.

Что для этого нужно? Зарегистрировать личный кабинет на выбранной платформе, запланировать мероприятие, пригласить участников и в день вебинара войти в вебинарную комнату в роли ведущего. Еще одно преимущество — это быстрое внедрение. Чего нельзя сказать про LMS. Нет необходимости покупать серверы, заниматься установкой системы и вопросами безопасности. Достаточно арендовать вебинарную комнату, настроить хорошие каналы связи и пройти занятие-инструктаж по работе с платформой.

Функционал веб-класса

В зависимости от выбранной платформы, вебинарная комната может быть оснащена таким функционалом: вещание спикера с веб-камерой, показ слайдов презентации, демонстрация рабочего стола ведущего, трансляция видеороликов, общение в чате, проведение опросов и тестов, формирование записи мероприятия, статистика по участникам, выгрузка информации из чата, выгрузка данных опросов, отслеживание активности участников и многое другое.

Итак, перед вами стоит задача — выбрать платформу. На что необходимо обратить внимание?

  • Наличие тестового доступа (период, в рамках которого вы бесплатно можете попробовать сервис в действии);

  • Необходимый вам функционал

  • Удобство пользовательского интерфейса

  • Качество технической поддержки

  • Ценовая политика

Платформа с самым насыщенным и богатым функционалом не всегда может оказаться оптимальной для вас. Во-первых, у вас просто может отсутствовать потребность во всех этих функциях, а, во-вторых, корпоративные каналы связи могут технически не позволить вам использовать весь набор инструментов. Поэтому, обязательно тестируйте и проверяйте, насколько веб-комната соответствует вашим задачам и возможностям.

Многие LMS также позволяют проводить вебинары. Для этого у них есть либо встроенный функционал веб-комнат либо интеграция с вебинарными платформами. Может оказаться, что у вас уже есть веб-класс или возможность интегрироваться с одной из платформ или с той же BigBlueButton.

Подведем итоги:

  1. Компания с четкой стратегией обучения, в которой каждому учебному инструменту отведена своя роль, найдет для вебинаров оптимальную нишу.

  2. Секрет эффективного использования вебинаров заключается в обучении спикеров и участников тонкостям и правилам нахождения в веб-классе.

  3. Вы можете попробовать провести вебинар, запросив демо-версию у провайдера или заглянув в функционал своей LMS платформы.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования