Брейнсторминг, мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. - brainstorming)  — популярный метод группового взаимодействия, используемый для решения как образовательных, так и бизнес задач. Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы.

Этапы подготовки к проведению мозгового штурма (МШ):

1. Постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то фасилитатор МШ должен разбить ее на краткие составляющие. Если же вопрос не может быть сформулирован кратко и не может быть разбит на составляющие, то мозговой штурм не является приемлемым методом решения такой проблемы.

2. Составление списка участников мозгового штурма. Фасилитатор МШ составляет панель участников. Наиболее продуктивна группа из 10 или чуть меньше человек. Кто должен входить в состав панели участников:

— Участники, уже посвященные в проблему/задачу

— Участники, которые знакомы с родственной проблемой

— Один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.

3. Составление и рассылка информационного письма участникам МШ. Письмо должно содержать название сессии, решаемую проблему, время, дату и место проведения МШ. Проблема должна быть описана в форме вопроса и нескольких прилагаемых к нему примеров идей. Примеры идей используются во время МШ, когда генерация новых идей зашла в тупик или перешла в другое русло. Информационное письмо рассылается участникам заранее, чтобы они могли подумать над проблемой до МШ.

4. Составление списка мотивирующих вопросов. Во время проведения МШ креативность может снизиться. Тогда фасилитатору следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами. Примеры вопросов: «Можем ли мы объединить эти идеи?», «Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» и т. д. Список таких вопросов лучше всего составить перед началом МШ.

Этапы проведения МШ (работа с идеями):

1. Перечисление идей без оценки реальности их воплощения. На этом этапе фасилитатор представляет проблему, ставит простые вопросы в русле решаемой проблемы, а также обеспечивает безопасную среду для высказывания идей. Если идеи не поступают, то фасилитатор использует мотивационные вопросы и примеры своих идей для обсуждения.

2. Оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы. Каждая идея должна быть понята участниками. Для этого участники тщательно объясняют суть своих идей и их ценность для решения поставленной задачи.

3. Категоризация собранных идей. На этом этапе похожие идеи формулируются в одну идею, а абсолютно нереальные/не важные идеи удаляются. Оставшиеся идеи должны быть четко сформулированы, поняты каждым участником и внесены в финальный список идей.

Основные правила МШ:

1. Фокус на количество: это означает, что в процессе МШ должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей с прицелом на то, что чем больше их будет, тем больше вероятность найти среди них наилучшее решение. «Количество порождает качество».

2. Сдерживание критики: во время МШ любая критика должна быть сведена к «нулю». Вместо этого, участники должны быть сфокусированы на добавлении новых идей, оставив критику для следующей оценочной стадии.

3. Разрешение необычным идеям: необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон и часто на их основе рождаются самые лучшие решения.

4. Объединение и улучшение идей: лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую, идею (по типу «1+1=3»). Такое правило стимулирует создавать идеи посредством ассоциаций.
Определение «Амплуа-Брокер»

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования