Теория поколений

Теория поколений

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003—2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта Rugenerations.

В основе этой теории ценности людей представителей среднего класса. Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.

Особенностью теории в России является то, к среднему классу относят себя две группы людей: с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование. Поэтому в России, применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

Поколение GI или поколение Победителей (1900—1923 г. р.)

События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.

Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение (1923—1943 г. р.)

События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение Беби-Бумеров (1943—1963 г. р.)

События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение Х или Неизвестное поколение (1963—1984 г. р.)

События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984—2000 г. р.)

События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность. Эпоха брендов.

Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Поколение Z (c 2000 г. р.)

Ценности самых старших представителей этого поколения в процессе формирования.

Следует иметь ввиду, что годы рождения  — это примерные рамки (плюс-минус 2—3 года). Есть и различия по месту жительства. В крупных городах, например, 40-летние люди относятся к поколению X, а в глубинке — к «бумера».

Современное HR-сообщество активно обсуждает тему привлечения, удержания и мотивации сотрудников поколения Y. Также ведутся разговоры об особенностях взаимодействия в коллективе сотрудников Y и X.

Определение Trainings.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования