Самообучающаяся организация: иллюзия «строительства»?

17 декабря 2010 г.

Иллюзия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей. (Википедия)

«Со-бытия в стиле самообучающейся организации» от  проекта learn2learn профессиональное сообщество ждало с нетерпением. И, наконец, дождалось: эксперимент состоялся 25 ноября в фотостудии PRAVDA 24.

Все организации и люди, в них работающие — самообучающиеся системы по своей природе. Их не нужно таковыми делать. Разговоры же о практической реализации концепции самообучающейся организации обычно происходят в контексте иллюзии того, что самообучающиеся организации нужно «строить», а для их строительства нужно «превращать» людей в самообучающихся.

Известно, что учение — это деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны других людей. Истинное учение возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности. Осознают ли люди это или нет, но учатся они ТОЛЬКО САМИ. Заблуждение о том, что обучение осуществляется КЕМ-ТО ДРУГИМ, является основой всей нашей системы образования. Корпоративные Университеты, созданные по образу и подобию личного опыта обучения своих творцов, являются продолжением ложного представления об учении человека. В результате целенаправленных обучающих действий мы имеем много «незамотивированных» сотрудников, которых нужно «загонять на тренинги» и которые сами свято верят в иллюзию, что их «должны развивать».

Почему Со-бытие «в стиле»? Потому что это было творческое воплощение видения участников проекта learn2learn сущности «самообучающейся организации» через создание пространства для собственного поиска ответов каждым участником Со-Бытия.

Обучающий аттракцион «Бермудский Четырехугольник», как и на Trainings EXPO-2010, вызвал бурные обсуждения. Кто-то выходил с ощущением, что это прекрасный инструмент для поиска человеком себя настоящего. Кто-то соотносил (или наоборот, не соотносил) историю с собой и своей компанией. А кто-то счел, что история говорит об ошибках системы, предлагая авторам продолжить серию аттракционов, где была бы показана роль самого человека в отношении собственного развития.

На лестницах Карьеры и Самореализации участники думали над вопросами: «Могут ли две эти лестницы быть объединены?» и «Какие выгоды будут у компаний от такого объединения?».

Представители Национальной Экологической Премии особо отметили Арт-объект «Потребление vs Творчество». С одной стороны объекта была часть, олицетворяющая «общество потребления»: бассейн со скульптурой прекрасного лебедя Дмитрия Левина, наполненный мусором, окруженный картинами Александра Сорокина из серии «Ночная Москва» и Ольги Гавришевой «Фаст-Фуд». С другой стороны была часть объекта «общество созидания и творчества»: прямо на циклораме студии был установлен мольберт и этюдник, где участники рисовали на холсте общую картину маслом.

В Зоне «филологической зарядки» HR-менеджеров ждали конверты с расшифровкой терминов, используемых в HR-менеджменте (кадровый резерв, талант, отдел и др.). Некоторые участники заполнили и другие конверты со своими словами и теми «посланиями», которые они несут людям в компаниях.

На Со-Бытии были представлены работы современных художников Нины Суховетской, Дмитрия Самодина, Ольги Гавришевой, Александра Сорокина и скульптора Дмитрия Левина,. А «космический» музыкальный дизайн мероприятия подготовил Dj Kroll. Сомелье из винотеки Grand Cru Андрей Отменов провел дегустацию вин.

В Со-Бытии приняли участие 45 человек, среди которых были сотрудники, руководители, HR-специалисты самых разных компаний, консультанты по организационному развитию, журналисты профессиональных СМИ, представители государственных структур и сферы искусства.

Фоторепортаж мероприятия сделала Юлия Боброва, специалист по развитию талантов Ward Howell.

Мероприятие посетили эксперты HR-рынка: Любовь Гвоздилина (Банк ВТБ), Анна Ефремова («Альфастрахование»), Юлия Ужакина («Амплуа»), Наталья Гришакова Центр аналитики и исследований Amplua Insights), Яна Кудрявцева (IBS), Марина Данилова (Институт Коучинга), Полина Рычалова (независимый эксперт), Вера Елисеева (Связной Банк).

Формат мероприятия — «2.0» не подразумевал ни модерации, ни готовых ответов, а скорее ставил вопросы и давал участникам возможность пропустить полученный опыт через себя, прислушаться к своим ощущениям и найти свои смыслы. У «экспонатов» не было названий. В бейджах не было необходимости, поскольку на Со-Бытии должности и компании не имели значения, а имена других можно было узнать, просто спросив.

У экспертов «беседки» был выбор, в какой роли им быть там — спрашивающих или отвечающих. А у участников были эксперты, которых они могли спросить и привести в «беседку» для комфортного разговора. Однако, именно эта часть мероприятия, по ощущениям гостей и самих организаторов, совсем не получилась. Это по сути был «happening», и так «случилось». Так происходит и в компаниях (!).

У каждого гостя была возможность исследовать феномен самообучения на своем опыте и примере опыта других, найти параллели в том, как пройдет мероприятие и в том, как самообучение может выглядеть в компаниях. Наблюдая и общаясь, участники также могли увидеть потенциальные трудности в организационном обучении, осознать пути их решения. В этом смысле, мы уверены, мероприятие удалось.

Пожалуй, самое сильное впечатление у организаторов и участников было связано с тем, что задуманное авторами Со-Бытие (Со-Бытие = Со (сообща, сопричастность, соучастие) + Бытие (проживание, присутствие, нахождение)) обернулось Бытием. Это данность, которая лишний раз подтверждает всю «катастрофу» сформированной обществом иллюзии, что КТО-ТО, а не Я должен руководить моим непрерывным развитием. Авторы думают, что это одна из причин того, что большинству участникам явно не хватило модерации. Также были и ошибки со стороны организаторов: технические и коммуникативные. Например, не хватило коммуникации о «правилах игры».

Юлия Пшеницина, руководитель проекта learn2learn, считает: «Проектируя этот опыт на организацию, мы можем предположить, что сотрудники могут стать более активными в своем обучении, если:

— для них будет создано определенное пространство (культурное и физическое, развивающие бизнес-задачи, меньше „обязаловки“ и контроля, комфортные условия для их выполнения);

— у них самих появится бОльшая осознанность своего умения учиться (стереотипов из прошлого опыта обучения, сильных и слабых сторон как учащихся своего стиля учения и разнообразных возможностей обучения в компании);

— у них будет желание (!) для того, чтобы на работе в полной мере реализовываться как самообучающиеся люди (а для этого важна мотивация к самой деятельности!)».

Благодарим всех участников и экспертов Со-Бытия за Со-Авторство, а спонсоров (Амплуа, MBA Consult, T&D Director и Grand Cru) за поддержку!

Продолжение следует...!

Фотоотчет на FLICKR

Фотоотчет с Со-Бытия в Facebook

Скачать сборник цитат из книг, статей и стихов «Мысли других, вдохновившие «Со-Бытие в стиле самообучающейся организации»

в формате WORD>>>

в формате PDF>>>

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования