Эссе N2

компания «Фреймекс»
21 мая 2014 г.

Век XXI: чему и как обучать?

Сегодняшние тенденции в развитии мирового образования и технологий позволяют прогнозировать то, что ждет отрасль обучения и развития персонала в ближайшем будущем. Налицо явления, которых мы и представить себе не могли десятилетие назад. В статье вы найдете множество полезных ссылок и несколько выводов о том, чему и в каких формах будут уделять внимание корпоративному образованию в ближайшие 20 лет.

Информационное цунами

Количество информации удваивается каждые три года (http://hitech.newsru.ru/article/14feb2011/295exabites). Сегодня быстрее других растут те области бизнеса, которых не было 10 лет назад, и наиболее востребованы те специалисты, на которых еще не учат в вузах. Так, в 2014 году среди открытых вакансий первое место занимали специалисты по SMM (http://www.rb.ru/article/kakie-novye-professii-budut-populyarny-i-vostrebovany-v-techenie-blijayshih-pyati-let/7098847.html). А значит, ближайшие 20 лет создадут спрос на профессии, которые еще не появились. Атлас таких профессий (http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf ) разработан Агентством стратегических инициатив совместно со Сколково.

Глобальный, социальный, цифровой...

Глобализация неизбежно ведет к тому, что все большее количество задач решается удаленными командами специалистов и эти специалисты мобильны.

По данным исследования (http://marketing.hci.org/HR-Needs), уже сегодня у 98% сотрудников есть как минимум 1 смартфон. Согласно тому же исследованию, 59% лиц, принимающих решения, используют смартфоны для поиска информации. Возникают и новые типы социальных отношений через соцсети. Таким образом, число работников-фрилансеров растет с каждым годом и возникает задача их обучения (http://www.job.ru/seeker/career/article/44217-ne-vykhodya-iz-doma.html). Уже сейчас появилась возможность кастомизировать обучение под каждого конкретного человека, к примеру, выбрать один курс Coursera (https://www.coursera.org), второй — Lynda (http://www.lynda.com/).

Открытый доступ

Увеличивается объем бесплатного качественного контента — вот, например, обзор недавно появившихся сайтов с качественными учебными материалами (http://hackeducation.com/2013/12/23/top-ed-tech-trends-2013-business). Тот контент, который раньше считался уникальным, стал базовым. Нового контента по базовым темам: личной эффективности, менеджменту, лидерству — практически нет. Чтобы понять это, достаточно сравнить раздаточные материалы с тренингов 2000 и 2014 года. Изменилось оформление, появились новые модели, однако сами формируемые навыки не поменялись. Новый контент появляется редко и только в связи с рождением новых явлений — например, обучение принципам работы в соцсетях (http://netology.ru/kursy).

Конфликт интересов

Самым распространенным форматом обучения становится дистанционный/электронный формат. Он наименее строг. Там просто отвлечься. Там просто сделать вид, что участвуешь. Этим «пользуются» молодые кадры. Чем моложе сотрудник, тем больше он уделяет внимание только тому, что ему интересно. Тем меньше времени готов он тратить на неактуальные, по его мнению, тренинги.

Падающая планка

Уровень выпускников снижается, и с каждым годом работодатели понижают свои требования к вновь принимаемым сотрудникам (http://www.prm.estrabota.ru/index.php/article/archive/1042). В итоге

высшее образование все больше уступает место дистанционным курсам (http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/44-studenty-uvlecheny-distantsionnym-obrazovaniem-no-pribyli-u-mooc-ov-budut-vidny-tolko-v-budushchem) и корпоративному обучению (http://mako_archive.prostoy.biz/files/perspektivy-razvitiya-korporativnogo-obrazovaniya.pdf).

На основании описанных выше предпосылок мы выделяем 7 трендов в корпоративном обучении.

1. Образование будет индивидуализированным. Обучение выстроят в соответствии с целями и потребностями каждого конкретного человека. Электронный формат индивидуального плана развития будет связывать различные дистанционные курсы. При этом прохождение курсов будет геймифицировано: прошел вебинар — получил +5 баллов к опыту.

2. Одной из важнейших тем в обучении станет то, как выстраивать свое индивидуальное развитие, связывать его с бизнес-целями и долгосрочными жизненными стратегиями.

3. Одной из ведущих функций HR/L&D станет помощь каждому сотруднику в планировании индивидуального развития. HR/L&D не спланирует все за самого сотрудника! Но он поможет выбрать направление, даст мотивацию, поддержит и скоординирует весь процесс развития.

4. Любое обучение будет связано с решением конкретных задач. С каждым годом «загнать» участников на обучение будет все сложнее. Им будут интересны лишь темы, помогающие решить рабочие задачи, для выполнения которых пока не хватает знаний.

5. Обучение в виде очного тренинга останется только там, где без такого формата не обойтись: в сфере soft skills, преимущественно коммуникационных. Все программы, целью которых является просто «ликбез» без реального применения знаний на практике, перейдут в наименее затратные для организации форматы: вебинары, MOOC (http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course), дистанционные курсы.

6. Обучение в корпоративных университетах частично заберет функцию общей подготовки у вузов. Низкий уровень новых сотрудников заставит обучать их базовым предметам, например матстатистике и основам экономики.

7. С каждым годом все большим спросом будет пользоваться обучение микронавыкам за 10 минут. Основной запрос обучаемого будет звучать так: «Быстро научите меня тому, что я сразу же могу начать делать на работе».


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования