Эссе N5

компания «ЭКОПСИ Консалтинг»
22 мая 2014 г.

Василий 2.0, или Чему и как учить в XXI веке?

Он родился 1 января 2000 года в 00:01 - в первую минуту нового века. Он был поздним ребенком: родители уже разменяли пятый десяток. Его назвали Василием — в честь деда.

В двадцать семь он отвечал за все дистанционные каналы связи с клиентами в крупном банке. А других каналов уже и не было: последние офисы закрылись еще лет пять назад. Со своей командой — инженерами и программистами — Василий почти никогда не встречался вживую. Только четверо из них были русскими. Остальные были из Европы и Юго-Восточной Азии.

Родители считали карьеру сына блестящей: в их время такой пост занимали после сорока. Сам Василий не видел здесь ничего особенного: среди сверстников было немало таких, как он. Впрочем, кто-то так и не сумел найти свое место в жизни.

В канун своего дня рождения Василий задумался о том, чему и как он успел научиться.

Детство. Ранняя специализация или широкое развитие

Родители постарались дать сыну хорошее образование. Отсюда — бесчисленные «развивалки», кружки и секции. Вася ненавидел воду, но мама считала плавание лучшим видом спорта для здоровья и упорно таскала сына в бассейн. Еще он ходил на шахматы, английский и рисование. Из всего этого он любил только шахматы — особенно задачки, которые мог решать днями напролет. Остальное же считал пустой тратой времени. Сосредоточься он тогда целиком на шахматах — мог бы стать знаменитым гроссмейстером.

Родители уделяли ему мало времени: во-первых, работали, а во-вторых, не видели в нем серьезного собеседника. А вот его «англичанка» Мария Исааковна, женщина мудрая и понимающая, не столько занималась по учебникам, сколько разговаривала с ним о том, что его действительно волновало. Эти «разговоры обо всем на свете» он тогда не считал учебой. А теперь вдруг понял, что именно они научили его думать самостоятельно, связно выражать и аргументировать свои мысли и во многом сформировали его личность.

Школа. «Грузить» информацией или создавать пространство для самообучения

В школу Вася пошел развитым ребенком. Поначалу учеба давалась легко. Но вскоре обилие зубрежки (правила, формулы, даты) стало его утомлять. Зачем? Ведь все это можно найти в Сети!.. Но учителя, похоже, даже не задумывались о том, что на свете есть компьютеры и Интернет. Им нужно было, чтобы ученики сдали ЕГЭ... Запрет использовать на уроках планшет вызывал у Васи чувство глухого раздражения. Он забросил учебу и съехал на тройки.

Ситуацию спас новый «математик» — Виктор Петрович. Он заметил группку «способных, но ленивых» ребят, которые скучают на уроках, тайком глядя в смартфоны, и стал давать классу задачи повышенной сложности, разрешив использовать любые «гаджеты». Скоро решение сложных математических и физических задач навремя стало в классе своего рода спортом. Дело не сводилось к поиску готового ответа — игрокам нужно было осмыслить задание, найти (а иногда и вывести самим) подходящие формулы, проверить ответ. Все это требовало мозгов и сноровки. Увлекшись «схватками», ребята стали задерживаться после уроков, а дома штудировали учебники для вузов. Василий как частый победитель турниров пользовался в классе изрядным уважением. Виктор Петрович сумел нащупать правильную «формулу»: он позволил Васе учиться самостоятельно и чувствовать себя победителем. Не отбирал победы, ставя пятерки, и не мешал учиться на ошибках, ставя двойки. Не нагружал — направлял.

Вспоминая школу, Василий признал (хотя и неохотно), что зубрежка по другим предметам все же была полезна: он сдал ЕГЭ без репетиторов и поступил на факультет математики и кибернетики. Жаль, что другие учителя не захотели сделать свои предметы интересными и захватывающими, превратив обучение в подобие «квеста» или организуя дебаты.

Вуз. Образование для стабильного мира или для мира быстрых перемен

На первом курсе Вася всерьез увлекся программированием и сам написал несколько удачных приложений для смартфонов. От мысли оставить вуз и создать свою фирму по разработке и продвижению приложений его отговорили родители, убедив сына, что «без хорошего фундаментального образования не преуспеть». Были они правы или нет, неизвестно. А вот попытки найти инвесторов для своего проекта научили Василия многому и позже пригодились в работе. Он понял, как мыслят люди, обладающие деньгами и властью: их не интересовал Вася как человек — им был важен финансовый результат.

На третьем курсе Вася перешел на специализированный факультет, открытый крупной ИТ-компанией, а заодно начал работать в самой компании. Вскоре стало понятно, что вузовских знаний совершенно недостаточно для нормальной работы. Технологии, ситуация в экономике, да и жизнь в целом менялись столь стремительно, что учебный план устаревал почти мгновенно. Многие сокурсники соглашались с ним: в вузе надо оставить только фундаментальные дисциплины (они и правда оказались полезны для общего развития), сократив программу лет до трех. А дальше пусть каждый учится и переучивается сам, — благо, отличных ресурсов для самообразования в Сети полным-полно. Многие ребята вообще не поступали, а учились дистанционно, причем сразу в нескольких местах, выбирая нужные предметы и лучших преподавателей.

Родители говорили, что в ХХ веке вуз «учил думать и учиться» и давал запас знаний лет на 10—15. Странное было время!.. Сейчас уже не отсидишься на лекциях: чтобы преуспеть, нужно уметь думать, искать нужную информацию, учиться и переучиваться уже лет c 12.

Те знания и навыки, которые действительно оказались востребованы, Вася почерпнул по большей части на учебных порталах виртуальных университетов, в экспертных форумах и на сетевых мини-семинарах. Ну и, конечно, сама работа: новые проблемы и задачи учили его, как ничто другое.

Работа. Управлять не управляя, фокусироваться не застревая

Из ИТ-компании Василий перешел в банк — захотелось разнообразия. Он быстро освоил техническую сторону дела и уже через несколько месяцев возглавил группу, поначалу состоявшую всего из двух человек, но постепенно выросшую до двенадцати.

Забавно, как его учили «быть руководителем». Из двухнедельного очного (невиданное дело!) тренинга по менеджменту самыми полезными оказались занятия по психологии. Он всерьез увлекся этой темой, впоследствии много прочитал и переосмыслил. А вот «наука управления»... Как ставить «четкие цели» человеку, который работает на другом конце Земли, практически автономно решая совершенно новые задачи и справляясь с непредвиденными ситуациями? Можно только дать образ результата — объяснить, что «навыходе», а дальше пусть думает и действует сам.

Василий пришел к выводу, что главный фактор успеха — отбор правильных людей. Важно найти тех, кто умеет учиться, любит свою работу и способен нормально общаться с коллегами, а затем создать такие условия, чтобы он работал самостоятельно и вовремя давал результат. А задача руководителя — быть на связи, помогать, подсказывать, быстро менять людей, если не справляются, и обязательно подбрасывать новые задачки, чтобы не заскучали.

О своей работе Василий думал с удовольствием. Он занимался любимым делом. А в прошлом году выучился на психолога в лучшем виртуальном университете (Тайваньском) и даже посетил положенное число семинаров «вреале», слетав в Мадрид и Тель-Авив.

Может быть, пора менять профессию? Или еще год подождать? А лучше — совместить все это и еще выпустить на рынок приложение, написанное в промежутках между виртуальными совещаниями с командой. Родители сказали бы, что он разбрасывается. Для них это было непостижимо — они росли и учились совсем в другое время.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования