Эссе N7

HR-служба корпорации ЭЛАР
22 мая 2014 г.

Получив задание раскрыть тему «Чему и как необходимо обучать человека в 21 веке?», первое, что я сделала, это обратилась к всемирной паутине с данным вопросом. Держу пари, так поступил бы почти каждый из нас. И я столкнулась с неожиданным результатом. «Девятый вал» информации, накрывший меня в результате поиска, не позволил мне не только сделать свой вывод, но и приблизится к пониманию ситуации. Не помогли и социальные сети, с помощью которых я анализировала опыт коллег. Я только укрепилась в мысли, что вывод должен быть личным. То есть, только моим. И задумалась: обладает ли личность в цифровом пространстве самоидентификацией, или обречена на размытость и неоднозначность? Совсем как в древнегреческом театре, где слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером. Ведь устройства воспроизведения информации имеются сегодня у большинства, а объекты, созданные интеллектуальным или творческим трудом, легко перемещаются по Интернету. Способно ли поле цифровой информации помочь донести уникальные признаки меня самой?

Я поняла, что особенности Интернета как средства коммуникации повлияли на мое восприятие выявленных источников по заданию. Почувствовав себя пластилином, из которого информационные ресурсы Интернета попытались вылепить личность согласно существующим тенденциям, а не творцом, я задалась целью разорвать цепи виртуального рабства. И стать самой собой, и сформировать свои мысли!

Переход во взрослую жизнь обусловлен усилением влияния информационных технологий, когда становится невозможным игнорировать их очевидную социальную значимость. Виртуализация различных сфер деятельности превратилась в стремительный непрерывный процесс, значительно опережающий накопление теоретических и практических знаний.

Начало 20-го века ознаменовалось электричеством, телефоном, газосваркой, автомобилями и аэропланами, придавшими ускорение новому витку цивилизации. 21 век — это век международной компьютерной сети, соединяющей друг с другом самых разных пользователей, в том числе государственные организации, учебные заведения, библиотеки, корпорации, частных лиц и т. д. Сейчас Интернет представляет собой глобальное информационно-коммуникационное пространство, альтернативное объективной реальности и обладающее огромным потенциалом влияния и изменения объективного мира. Сформировался принципиально новый тип символического существования человека, культуры, социума.

Интернет перенасыщен информацией: разные источники, взгляды на один и тот же вопрос нивелируют необходимость в анализе данных, все выводы уже сделаны, есть ответы практически на все вопросы. Правильно ли это? Можно ли сформироваться как личность, не осмысливая получаемую информацию? И будем ли мы, человечество, развиваться дальше, если перестанем быть уникальными существами? Так вот он — главный вопрос настоящего! Если современный человек не будет приучен думать над всем тем, что он принимает из цифрового пространства, понятие и содержание личности утратят свое значение в самом ближайшем будущем. Мы все станем клонами друг друга, будем мыслить шаблонами, наша жизнь станет тиражируемой открыткой массового дизайна. Наша жизнь станет ширпотребом...

Поэтому главный навык, который необходимо развивать в 21 веке, — это осмысление информации, а не ее отражение.

Инструменты осмысления, которые мы можем использовать в зрелом возрасте, должны возвращать нас к вечному: прежде всего, это живой диалог между живыми людьми. Формы диалога могут быть самыми разнообразными, от интеллектуального досуга до активного взаимодействия с культурными институциями.

Под интеллектуальным досугом я имею в виду создание корпоративных библиотек знаний или клубов по интересам, когда каждый может высказать свою точку зрения и даже поспорить, а в спорах рождается истина. Почему культурные институции? Так ведь именно там — в музеях, библиотеках, театрах — рождаются смыслы и «живут» носители информации, используются технологии, которые смогут научить нас экспертному отбору. Именно там сохранились первоисточники, которые дадут нам настоящую живую оценку. Раньше добывать информацию было довольно трудоемким процессом: я отлично помню, как 20 лет назад я корпела в университете над курсовым проектом, где в списке рекомендуемой к проработке литературы преподавателем были указаны только лишь газеты и журналы немассового распространения. Сколько же мною было исхожено библиотек и читальных залов, чтобы найти те заветные уникальные статьи, чтобы я смогла их изучить и представить свою работу. Сейчас новому поколению гораздо проще — культурные институции оцифровывают те самые первоисточники, благодаря чему мы оперативно находим их в привычном нам Интернет-пространстве. И вдруг я поймала себя на мысли, что круг-то замкнулся: как все оказалось просто! Важно всего лишь понять, что живой диалог, подкрепленный оцифрованной информацией с достоверных источников, дает почву для размышлений и учит осмыслять и анализировать.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования