Эссе N9

Ирина Иванова, Ассоциация бизнес тренеров
22 мая 2014 г.

Обучение должно быть таким,

что предлагаемое им должно восприниматься

как ценный подарок, а не как жёсткий долг.

Альберт Эйнштейн

Рассматривая обучение человека в 21 веке с точки зрения потребности и ожидания внешних и внутренних потребителей образовательных услуг, нужно определить, кто эти потребители, и каковы их ожидания. Внешние потребители — заказчики на современном рынке труда. Мониторинг ожиданий этих заказчиков приведет, скорей всего, к пониманию того, что рынок требует специалистов, которых никто на просторах нашей родины не обучает. Например, крайне востребованной сегодня профессии копирайтера профессионально нигде не учат. Можно, конечно, поехать в The University of Texas Austin или заняться самообразованием, или поступить на службу в рекламное агентство и там повышать уровень мастерства, но писать рекламные «продажные» тексты у нас в России не учат. Такая же картина и с запросами в производственно-экономической сфере. У нас в стране есть специальности, которым обучают только за рубежом, например, в учебно-тренажерном центре в г. Абу-даби (ОАЭ). Там учат наших механиков буровых установок, работающих на специальном оборудовании. Список профессий, которым не учат, на сегодняшний день в России растет в геометрической прогрессии. Значит, нужно создавать такую систему образования, которая удовлетворяла бы потребность в кадрах на рынке труда. Казалось бы, как просто: есть запрос — обучите специалиста. Но это пока всего лишь цель нашей системы образования. А рынок труда продолжает искать профессионалов и потребность в них растет все больше. Вдобавок к этому, появился запрос на знания в области коммуникационных технологий. Коммуникация становиться частью профессиональной деятельности — ведение переговоров, общение с клиентами, презентации товаров и услуг — все это требуется сегодня любому специалисту. А где у нас обучают коммуникативным навыкам? Учить людей общаться — это сегодня фантастика для нашего образования. А учить этому не просто нужно, необходимо, потому как общество потребителей хочет качественного сервиса. Да и внутрикоммуникационные связи никто не отменял. Отсюда следует, что в 21 веке нужно учить и профессии, и коммуникации, это условно то, что востребовано сегодня на рынке труда. Вопрос, какой профессии — это к социологам и к результатам мониторинга.

А каковы ожидания у внутреннего потребителя образовательных услуг? У тех, кто получает образование? Здесь ситуация еще сложнее, чем с внешним заказчиком. Народ, как шальной носится по курсам и тренингам, в надежде чему-то научиться. Там поучились, здесь поучились, у некоторых по 3 диплома в совершенно разных сферах. Но есть среди всего этого хаоса люди, которые очень правильно ориентированы в запросе на образование. Они совершенствуются в своей профессии, осваивают новые технологии, растут по карьерной лестнице. Для таких людей на первом месте стоит личностное развитие. И это один из самых верных ориентиров в получении образования. Человека в 21 веке необходимо обучать личностным качествам — лидерству, целеустремленности, активной гражданской позиции, патриотизму, умению жить в обществе и работать в команде. И конечно, нельзя забывать об эстетическом развитии и о формировании модного сегодня, эмоционального интеллекта. В идеале получается развитая личность, высокопрофессиональный специалист, владеющий информационными и коммуникативными технологиями, эстетически образованный с высоким уровнем эмоционального интеллекта. И следующий вопрос, который встает практически непреодолимой преградой на пути к нашему идеалу, это вопрос, кАк всему этому учить человека в 21 веке?

Учить нужно системно, применяя новые образовательные технологии. Эта фраза стала уже банальностью. На сегодняшний день разработано много методов обучения. Но общая тенденция — это все-таки интерактивное обучение — обучение через действие. Этот метод уже давно и активно применяется в образовании. Например, Центр интерактивного образования при МГУ им. М. В. Ломоносова разрабатывает и внедряет интерактивные формы обучения, такие, как программа игр для школьников, которая развивает навыки в области STEM и хорошо дополняет школьное образование в области естественнонаучных дисциплин. Центр интерактивного бизнес-обучения при МИКБИТе разрабатывает интерактивные программы обучения для бизнеса. Множество преподавателей применяют этот метод, потому как на сегодня он зарекомендовал себя, как самый эффективный. Но отсутствие системности в образовании — это большая беда нашего общества и точечное проявление инноваций не спасет всю систему.

Обучение человека в 21 веке — задача сложная, со многими неизвестными, и здесь нужны правильные управленческие решения на самом высоком уровне. Виктор Гюго в свое время сказал: «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его». И сегодня новые поколения ждут ответа на вопрос: чему же и как нас будут обучать в 21 веке?


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования