Эссе N10

PAPA Group
22 мая 2014 г.

Представляем вашему вниманию эссе участника второго тура Премии Trainings. Работа публикуется анонимно. Инструкцию по голосованию вы найдете внизу страницы.

   

Отвечая на этот вопрос, ограничим область обсуждения: чему и как учить человека-творца? Дабы учение пошло впрок ему и обществу. Сосредоточимся на человеке творческом потому, что именно этот редкий подвид определяет развитие цивилизации, составляет главное достояние человечества и нуждается в обучении прежде прочих.

1. Сообразительность. Скорость наших «соображалок-процессоров» закладывается при рождении, отличаясь от человека к человеку в десятки и сотни раз. Низкая скорость не приговор. Она подлежит развитию. Отчего бы не исправить ситуацию: ввести тренинги, увеличивающие скорость мышления, а также тестирование этого процесса уже в школе? Тем более что давно существуют проверенные способы тренировки этой способности, например, тесты по определению IQ. После школы учить хороших учеников нередко уже поздно — срабатывает эффект Маугли.

2. Память долговременная. Человек способен увеличивать объем долговременной памяти в разы. Уже существуют, пока единичные, авторские школы, помогающие развивать эту способность, например, школа С. Гарибяна. Удивительно, что до сих пор этот полезный, апробированный опыт не обрел статус государственного проекта. Отчего бы не попробовать?

3. Память оперативная. Речь идет о способности держать в поле зрения множество аспектов при решении отдельной задачи. От нее радикально зависит качество самих решений. Крайне важна эта способность при управлении людьми, при работе в условиях многозадачности, при принятии решений в экстремальных ситуациях. Она также тренируется, о чем свидетельствует опыт. Весьма вероятно, методы развития этой оперативной памяти уже применяются в разведке. Нам не известны, к сожалению, системы обучения, нацеленные на развитие этой способности человека в обычной жизни. Отчего бы не попробовать?

4. Выбор цели как направления развития. Редко кто наводится на цель жизни с детства благодаря наличию непреодолимых дарований — к музыке, к живописи. Чаще выбор первой цели (ВУЗ, работа) и всех последующих определяется не самим человеком в режиме активного, сознательного поиска, а обстоятельствами его жизни — рядом с домом, семейная традиция... Между тем, помимо непреодолимых дарований, есть и способности меньшего масштаба, которые можно развить, как и те, что пока не проснулись. В частности, развитие способностей к интеллектуальной деятельности должно стать одним из основных продуктов образования. Потому как сами продукты этой деятельности (рычаг, язык, двигатель внутреннего сгорания, компьютер и т. п.) определяют развитие цивилизации. Нам не известны способы диагностики талантов, которые бы применялись систематически с целью поиска и выявления одаренных детей. Отдельные школы для одаренных проблемы не решают — туда приводят детей с уже выявленными способностями. Отчего бы не создать систему раннего определения способностей детей по просьбе их родителей, с предоставлением рекомендаций по дальнейшему развитию найденных талантов?

5. Знания, навыки, умения. Приобретение знаний, навыков, уменийимеет большую историю и заслуги. Но вот сохранить их надолго без регулярной практики большинству не удается. Уже через год или ранее в голове учеников остается не более 20% от вложенного. Полагаем, проблема слабого усвоения знаний лежит не в отборе фактического материала, а в его преподнесении. Достаточно ли ученику банально заучивать законы механики, как ныне? Или же интересней, полезней и продуктивнее познакомить его с сюжетами о том, как и почему сэр И. Ньютон и некоторые другие подданные ее величества занимались наукой и принесли человечеству ключевые знания о происхождении вселенной, вещества, видов и т. п. За каждым именем в науке, в искусстве стоит интересная и поучительная история. Отчего же не попробовать сделать обучение сюжетным и менее пресным? Отчего не повторить своими руками безопасные эксперименты гениев, приобщившись к таинству великих открытий?

6. Системный подход. Он существует в силу единства природы. Разбив природу на составляющие и поместив последние в разные учебники (по необходимости, конечно), Учитель забыл указать Ученику на исконную взаимосвязь явлений, попавших в различные книжки и тетрадки. Осознанное обучение таким связям плодотворно и для лучшего усвоения учебного материала, и для применения найденных ассоциаций в дальнейшей жизни, работе. Тренировка в поиске таких связей, в том числе неожиданных (остроумие) и выявлении систем — могла бы стать задачей обучения. И для повышения эрудиции польза немалая будет. Отчего же не попробовать?

Важно рассмотреть и учесть еще ряд необходимых направлений обучения, такие как развитие лидерства, воли и т. п., без которых выращивание человека-творца станет недостижимой задачей. Размышления на эту тему — в эссе, представленным президентом нашей компании - Кариной Олейник.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования