Эссе N11

Карина Олейник
22 мая 2014 г.

В эссе, направленном от имени компании PAPA Group, мы осветили часть наших представлений о том, кого и чему и как следует учить в 21 веке. Продолжим изложение в этом втором эссе.

1. История человеческой мысли. Этой истории не учат нигде. В ней интересны сами мысли, их развитие, и, главным образом, пути преодоления заблуждений. Преодоление заблуждений и есть одна из важнейших и неустранимых задач человека разумного. Истина появляется как продукт ее решения. Почему бы нашим ученикам не побеседовать с Сократом, Кантом, Джефферсоном, Рикардо, Марксом, Поппером и понять, как думали эти и другие уникальные представители человечества? Можно ли сомневаться, что общение с выдающимися людьми пойдет им на пользу? Отчего бы не попробовать?

2. Рационализм. Рациональный подход к решению проблем отличает способность выслушивать и принимать критические замечания оппонентов, учиться на опыте, идти на компромиссы. Основу рациональной, т. е. разумной деятельности составляет аргументация. Рациональному подходу можно и надо учить. Элементы такого способы обучения уже существуют и используются в практике организаций (мозговые штурмы и т. п.). Проблема, однако, в том, что учить взрослых людей дорого ималоэффективно. Куда как осмысленней обучать этому с юных лет. Специальных программ обучения рациональному подходу к решению реальных и учебных задач в школе нам не известно. Отчего бы не попробовать?

3. Алгоритмы решения задач. Освоение алгоритмов подобного рода подобно применению невиданного доселе интеллектуального рычага. Алгоритм решения изобретательских задач был разработан более 50 лет назад Генрихом Альтшулером. Это грандиозное достижение человеческой мысли еще мало осознано. Существуют единичные школы, где учат изобретать. Результат на редкость впечатляющий. Одна проблема-учат уже взрослых (то есть поздно), и за деньги (то есть немногих). А надо бы учить этому с младых ногтей. Отчего бы не попробовать широко внедрить этот мощнейший усилитель интеллекта?

4. Поисковый рефлекс. Лежит в основе разумной, изобретательской и научной деятельности. Выражается у детей в виде генерации вопросов. Помните любимую детскую игру в почемучки? Взрослые эту способность утрачивают. Чаще всего они находят (если находят) один ответ на поставленный вопрос. Ввиду его единственности, он же становится и единственно верным ответом, единственно верным учением, убеждением и т. п. Примеров не счесть. Меж тем, число проблем и ответов на них бесконечно. Причем каждая проблема всегда имеет несколько решений, и задача состоит в том, чтобы сгенерировать это множество вначале, а затем выбрать решение наиболее удовлетворительное для данных условий. Нередко, таким решением оказывается наименьшее зло, а отнюдь не наилучшее решение по какому-то одному показателю. Иногда проблема решается только с помощью катастрофы. И этому надо учить. Прежденечто подобное культивировалось в академиях древнегреческих философов. И результат временами оказывался выдающимся. Отчего бы не попробовать развить поисковый рефлекс у молодого поколения? И не только у молодого.

5. Лидерство. Не бывает хороших работников, не стремящихся к лидерству. Необходимость конкуренции очевидна. Однако ее практическое применение мы видим, главным образом, на просторах западной, прежде всего, англоязычной цивилизации, где детей стимулируют быть первыми в играх, в спорте, в учебе с дошкольного возраста. «Звание» первого ученика высоко оценивается всем обществом. Воспитанное в детстве стремление быть первым, повышает инициативу, в том числе предпринимательскую, и конкурентоспособность человека на рынке труда. Конкурентоспособные работники в свою очередь повышают конкурентоспособность общества. В практике наших школ такой компонент воспитания отсутствует. Напротив, сильна обратная традиция «не высовываться», которую в дальнейшей жизни преодолеть уже трудно. Необходимы системы обучения, нацеленные на развитие лидерства. Отчего бы не попробовать?

6. Воля. Без нее не победить. Тренировки позволяют повысить устойчивость и настойчивость человека в разы. До 16—17 лет воля навязывается родителями и учителями: расписание, задания, их проверка, контроль. После 16-ти лет, дитятя, у которого спонтанно не возникла способность к самодисциплине и к понуждению себя любимого делать дело, оказывается беззащитным перед превратностями и соблазнами судьбы. Нам не известны, к сожалению, системы обучения, нацеленные на развитие волевых способностей. За исключением спорта, может быть. Отчего бы не попробовать развивать и это свойство?

Главный результат вышеописанного процесса обучения - человек самообучающийся и самонаводящийся, обладающий лидерскими качествами, знаниями и волей. Разве не его нам не достает сегодня и будет не хватать завтра? Этот человек и есть национальное достояние, поиск, сохранение и развитие которого — главная задача обучения в 21 веке.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования