Эссе N13

компания Grape People Russia
22 мая 2014 г.

Не на каждый вопрос можно сразу найти ответ. Иногда для этого требуется пройти длинный путь, сплошь состоящий из вопросов. Для того, чтобы понять, чему и как обучать человека в XXI веке, давайте сначала попробуем разобраться, что это за век, в котором мы живем уже 14 лет? Как он изменил наш мир и нас самих? Чего мы хотим, в чем остро нуждаемся? Какие вызовы бросает нам современный мир и что необходимо уметь, чтобы с ними справляться?

Одна из ключевых тенденций последних 14 лет — интенсивное развитие информационных технологий, которые полностью изменили наше представление о работе, общении и нас самих. Портативные устройства подарили нам свободу перемещения. Вместо настольного персонального компьютера — ноутбук, вместо ноутбука — смартфон и планшет. Где бы мы ни находились, наш офис всегда с нами. Кажется, что теперь можно работать из дома, кафе, автомобиля, парка — отовсюду, где есть доступ к wi-fi или мобильному интернету. Новые технологии открыли нам безграничные возможности для развития и совершенствования. Еще никогда не было так просто и удобно изучать иностранные языки. Мы также получили свободу общения. Отыскать друга детства, отпраздновать день рождения бабушки с родственниками из Рязани, познакомится с заядлой вышивальщицей крестиком из Австралии — все это стало возможным благодаря социальным сетям, скайпу, многочисленным группам по интересам и прочим сообществам. Мир стал очень тесным, связанным, постижимым.
Поистине, цифровой век открыл перед нами множество возможностей, но какую цену мы за это заплатили? Возможность работать везде и всюду обернулась невозможностью сказать нет делам в отпуске и во время встреч с друзьями. В погоне за лайками мы часто упускаем радость живого общения. Нам становится все труднее концентрироваться и находиться здесь и сейчас, что становится критичным в ситуации непрерывных изменений — и это еще один тренд современности. Ежедневно на нас обрушиваются огромные информационные потоки, которые несут изменения, бросают новые вызовы, заставляют приобретать новые навыки, наращивать экспертизу, искать и оперативно находить решения. Чтобы быть успешным в XXI веке, человек должен уметь справляться с изменениями и постоянно добирать необходимые навыки, а в идеале еще и получать от этого удовольствие.

Попробуем определить, чего в этих условиях мы ждем от обучения, которое становится неотъемлемой частью нашей жизни? Во-первых, мы больше не хотим учиться ради того, чтобы учиться. Если мы инвестируем свое время в обучение, то должны быть полностью уверены, что приобретенные знания будут ценными, а навыки — максимально прикладными. Во-вторых, выбор того, чему учиться настолько велик, что приобретает значение то, как организован процесс. Нет — лекционным и презентационным форматам, да — интерактивности, обмену опытом и организованным дискуссиям. В-третьих, обучение становится системным: нам важно знать, каким будет следующий шаг и что мы получим в результате.
Итак, что же мы имеем на выходе? В XXI веке людей необходимо учить оперативно реагировать на изменения, находить решения и быстро приобретать необходимые навыки и умения, а это значит, что в XXI веке одним из ключевых навыков должна стать... фасилитация! Именно фасилитация дает простые и прикладные инструменты для управления изменениями и поиска решений. В любой ситуации, требующей сбора всего спектра мнений и принятия решения, максимально удовлетворяющего всех собравшихся, нет ничего лучше, чем организовать фасилитированное обсуждение. Составление стратегического плана семьи, собрание инициативной группы жильцов подъезда, совещание отдела продаж, подведение итогов года компании, заседание правительства — цель всех этих встреч — поиск решения, а значит, в любой из этих ситуаций можно применять технологии фасилитации.

В бизнес контексте человек, владеющий навыками фасилитации, приобретает дополнительное конкурентное преимущество, которое помогает ему не просто справляться с изменениями, но и выводить компанию на новый качественный уровень. Фасилитирующие руководители получают возможность строить более эффективное взаимодействие со своими подчиненными: максимально задействовать экпертизу каждого члена команды, найти нестандартные решения, естественным образом замотивировать команду на выполнение договоренностей, оперативно собрать обратную связь. Рядовые сотрудники, владеющие инструментами фасилитации, научаются максимально эффективно организовывать совместную работу над проектами и общими задачами, делиться опытом и перенимать лучшие практики. Любое обучение, какие бы задачи перед ним ни стояли, с применением инструментов фасилитации, становится более интерактивным, интересным и эффективным. Фасилитированный учебный процесс предполагает разделение ответственности с группой за опыт обучения, что формирует более осознанный подход и влияет на качество усвоения материала. Обучение навыкам фасилитации и внедрение фасилитированного обсуждения, вне всякого сомнения, является наиболее перспективным и востребованным направлением развития в XXI веке.

Не на каждый вопрос можно сразу найти ответ. Иногда для этого требуется пройти длинный путь, сплошь состоящий из вопросов — и это путь фасилитации.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования