Эссе N16

АНО КУ ОАО «РЖД»
23 мая 2014 г.

Современная бизнес-среда предъявляет высокие требования к системе корпоративного бизнес-образования. Новые революционные технологии, стремительное изменение рынка, растущие запросы потребителей и другие факторы оказывают непосредственное влияние на организацию корпоративного обучения.

Каким должен быть руководитель? Этот вопрос мы задаем себе на протяжении всей деятельности N, потому что динамика перемен требует постоянного совершенствования методологий, технологий и инструментов обучения и развития.

На сегодняшний день мы пришли к пониманию, что развитие профессиональных компетенций для решения конкретных задач бизнеса — это всего лишь один из компонентов обучения. Безусловно, он очень важен и требует тщательного подхода к формированию контента. Однако по мере развития N мы выявили еще несколько направлений, имеющих особую важность в разработке программ обучения 21 века.

Во-первых, это развитие нестандартного мышления и открытости сознания. Хотя эта идея уже давно не является новой, воплотить ее в жизнь и уж тем более внедрить в компании, где десятилетиями складывался административный стиль управления, оказалось совсем непросто. Руководителям, которые ежедневно решают ряд серьезнейших вопросов, порой напрямую касающихся безопасности жизни людей, крайне сложно отступить от привычной системы принятия решений при постоянном дефиците времени. Во время обучения слушатели должны увидеть преимущества использования нестандартных решений и попробовать применить их для решения рабочих задач прямо на занятиях, а затем обсудить результат с коллегами и получить рекомендации преподавателя.

Во-вторых, это формирование культуры непрерывного развития. Сегодня темп жизни таков, что цикл перемен становится меньше цикла планирования. Ежедневно руководителю нужно изучать огромный поток информации, принимать решения в сжатые сроки и думать о долгосрочных целях. Как этому научить? Как правило, здесь мы говорим о необходимости наличия стратегического мышления, системы непрерывного совершенствования, умения управлять инновациями. Эти компоненты являются обязательной частью наших программ обучения, так как отвечают требованиям стратегии развития компании и модели корпоративных компетенций N.

В-третьих, это осознание значимости роли личности и ее способностей. Известно, что лучшего всего человек делает то, к чему у него есть природные склонности. В этом случае практически не нужна мотивация к труду, человек выполняет работу с энтузиазмом, чувствует, что она способствует его развитию и удовлетворяет его личные потребности. Важно научить руководителей использовать этот аспект при управлении коллективом, а также учитывать свои интересы и способности при формировании плана индивидуального развития. Осознание значимости роли личности позволит и самому руководителю, и его подчиненным ощутить себя частью единой компании, для которой важен каждый работник, его способности и желания.

В-четвертых, важно связать обучение с повседневной работой руководителя. После завершения обучения, возвращаясь на рабочее место, руководитель остается один на один с прежней системой. Ему нужна поддержка для применения полученных знаний и навыков. В своих программах мы используем практику реализации проектов, которая объединяет руководителей разных подразделений для решения конкретной производственной задачи. В результате благодаря поддержке коллег руководители чувствуют себя более уверенно и достигают значимых результатов.

В-пятых, обучение на рабочем месте. Идею подсказали наши слушатели. Она также связана с тем, что руководители приезжают после обучения с измененным сознанием и сталкиваются с прежней системой. Подчиненные их не понимают. В такой ситуации становится актуальной система обучения самих руководителей навыкам обучения работников своего подразделения прямо на рабочем месте.

И, наконец, важнейшим направлением является внедрение технологии co-creation — технологии сотрудничества, сотворчества. Технология подразумевает фокус на лучших компетенциях работника и их умножение на лучшие компетенции коллег. В такой ситуации проявляется эффект синергии, когда эффект от работы команды выше, чем совокупный эффект ее каждого участника. Внедрение этой технологии требует понимания и владения принципами и инструментами управления знаниями. Программа обучения должна быть построена так, чтобы слушатели смогли увидеть эффект от совместной работы и осознать потенциал и перспективность сотворчества. Сo-creation — это технология новых возможностей, которая будет иметь высокую актуальность в 21 веке.

Итак, программа 21 века должна быть сбалансированной, способствовать развитию не только профессиональных компетенций, но и актуальных личностных качеств, продиктованных динамичной бизнес-средой. Другими словами, программа обучения и развития 21 века должна не разрывать сущность человека, а создавать фундамент для гармоничного развития профессионала и личности.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования