Эссе N17

Павел Пискарев
25 мая 2014 г.

Человечество живет в период смены цивилизационной парадигмы. Идеологии ХХ века устарели и не справляются со своими задачами. Общество идет вперед по линии времени и сталкивается с большим количеством проблем трансформации. Стандарты академического образования, формировавшие прежде стабильное выживание и процветание, перестали соответствовать времени. Они задают лишь базовый уровень подготовки индивидуума к жизни и деятельности. Личность стремится к освоению стратегий неформального лидерства, а организации нуждаются в уникальных компетенциях сотрудников для формирования комплексов сил превосходства и процветания. Конкуренция не умирает, но гуманизация методов коммуникации требует творческих подходов в процессах реализации потенциалов.

Современные лидеры расширяют границы социального обитания, накапливают ресурсы и увеличивают технологические возможности. Поэтому актуальным становится все, что дает быстрый эффект, отвечает разнообразию запросов в режиме многоуровневой коммуникации. Время сжимается так плотно, что человек стремится к максимальной эффективности в моменте как ключевой компетенции успешной и счастливой жизни. Ответом на запрос общества является возвращение к идеалам возрождения как максимально приемлемым формам индивидуального, группового и коллективного развития. Интеграция свойств, капитализация уникальных компетенций, открытость восприятия, принципиальная кросс-культурная толерантность дают возможность использовать образование как ключевой инструмент жизненного процесса. Образование способно сформировать фон, который позволит жить по индивидуальным программам, наращивать эффективность, меняться во времени, формировать множественные идентичности, отвечать растущим запросам на процветание, здоровье и долголетие. Человек все более ясно осознает себя в самости, в коммуникации, в среде, а адаптация во всех трех перечисленных компонентах бытия обеспечивает надежность и целостность. Набирает силу идея, что личное развитие и связанное с ним состояние счастья обеспечивается широтой реализованных интересов, которые создают индивидуальную и коллективную культуру.

Возвращение к культуре как к инструменту коммуникации и адаптации в любой уникальной среде открывает множественные возможности для дизайна личности, коммуникативной сети, коллективной презентации. Культура определяет тренды ХХI века в жизни человечества. Освоение культуры требует широты интересов. А освоение пространств знаний, ценностей, компетенций и навыков входят в противоречие с индустриальной традицией узкой специализации и глубины освоения специальных отраслей знания. Образование как авангардная индустрия общественного развития отвечает на вызов времени реконструкцией из традиционно привычного, академического образа становления человека в современный многовариантный дизайн личности. Такое явление обесценивает долгое служение академии и дает возможность развиваться множеству мультикультурных дисциплин, с использованием образования для взрослых в различных форматах курсов, тренингов и программ новейшего времени.

Современный городской человек среднего класса включен в постоянный процесс преобразований под напряжением стресса, и он вынужден обратится к идее самообразования, если намерен жить эффективно, долго и счастливо. Других стратегий процветания в современном мире не существует, а парадигма банального потребления устарела. Ныне каждый широко и поверхностно образован в таких областях, как психология и здоровье, теории менеджмента и стратегии лидерства, искусство коммуникации и эксплуатация цифровых устройств, компьютерная грамотность и множество языков, политика и искусство. Люди легко меняют профессии и мигрируют в пространстве организаций и территорий. Новый подход к жизненному устройству ведет к известной профанации, упрощению знаний. Глубина и детализация отдельных дисциплин остается невостребованной, вымирают мэтры классических, в прошлом обязательных наук и архивных текстов. Архивное знание многих текстов и эксплуатация институтов трансформируется в умение проектировать реальность, оперативно реагировать на изменения, самостоятельно влиять на свое здоровье, стиль и формы жизни.

Простые девизы нашего времени призывают капитализировать то, что прежде мы считали индивидуальной культурой. Ключевые тренды современного образования — множественное самоопределение и конструирование ценностей, управление тонусом личности и энергией организации, интуитивное лидерство и харизматичное управление, развитие креативности и техники инноваций, долгосрочное прогнозирование и концептуальное проектирование, управление состоянием и моделирование полевых структур. Мы стали инструментально обращаться с тем, что прежде было недосягаемо и свято. Общество стремительно идет вперед, возвращая себе наитие молодости человечества, а тренеры превращаются из мудрых носителей энциклопедических знаний в медиумов культурных потоков, в основном занимаясь адаптацией аудитории к культурам новых образов жизни.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования