Эссе N23

НОЧУ ДПО «ВМШ», Инвитро
26 мая 2014 г.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.

Сенека

Темп жизни с каждым годом стремительно возрастает, и время, являясь невосполнимым ресурсом, становится одним из самых ключевых аспектов, который необходимо учитывать при планировании и организации процесса обучения. 21 век — век информационных технологий, которые развиваются очень стремительно и внедряются во все сферы жизни человека. На данном этапе развития современное общество окружено электронными устройствами и различными гаджетами, которые позволяют экономить то самое драгоценное время. Совершенно очевиден факт, что формы обучения в 21 веке будут все сильнее уходить в сторону IT решений и интеллектуальных разработок.

В данном эссе я затрону тему образования взрослых людей, так как сама занимаюсь обучением специалистов, уже получивших профессиональное образование. Нехватка квалифицированных кадров на рынке труда оставляет единственно правильный путь - выращивать профессиональных сотрудников, обладающих всеми необходимыми для бизнеса компетенциями, внутри компании. Безусловно, развитие сотрудников требует времени и затрат, но в итоге, как показывает практика, именно такой подход дает наилучшие результаты.

Итак, чему же учить человека в 21 веке? Наибольшего внимания заслуживают личностные компетенции, которые важно развивать любому человеку, который стремится достичь новых вершин в профессии, жизни и любой деятельности.

Выделю, на мой взгляд, основные компетенции, которым стоит уделить особое внимание:

· проактивность,

· ориентация на результат,

· умение работать с информацией,

· коммуникативная компетентность,

· позитивное мышление,

· саморегуляция и личная эффективность.

Причем некоторые компетенции необходимо начинать развивать у детей еще в школе, например, такие как: умение общаться с людьми, умение слушать и слышать, работать с информацией и др. Уже сегодня приятно видеть, что в школах внедряются современные методики развития личности, проводятся психологические тренинги, прививается культура непрерывного образования. Я уверена, что в будущем эта тенденция будет укрепляться и развиваться.

Отвечая на вопрос: «Как обучать человека в 21 веке?», хочется выделить две ключевых тенденции: дистанционное и симуляционное обучение.

Дистанционное обучение в первую очередь ориентировано на управление знаниями. Сегодня технологии уже позволяют с минимальными затратами обучать одновременно большое количество сотрудников, в том числе и территориально разрозненных, и оценивать уровень знаний. Более того, в дистанционном обучении активно применяются игровые формы, способствующие не только наилучшему запоминанию материала, но и выработке определенных навыков. В дальнейшем дистанционное обучение будет больше сдвигаться в сторону персональных мобильных устройств и гаджетов, тем самым предоставляя людям возможность обучаться чему угодно, в любое время и в любой точке земного шара.

На смену традиционным формам приходят инновационные методики симуляционного обучения и формирования навыков, которые позволяют максимально полно вовлекать обучаемого в процесс занятийи получать наилучшие результаты. В области медицинского образования такая форма обучения является наиболее эффективной и безопасной. На сегодняшний день существует множество различных роботов-симуляторов, с помощью которых и студенты, и уже работающие врачи могут обучаться и повышать свою квалификацию без риска нанесения вреда жизни и здоровью пациента. В симуляционных классах, максимально приближенных к реальным условиям, обучающиеся могут отрабатывать как самые простые манипуляции, связанные с уходом за пациентом, так и сложные операции, требующие хирургического вмешательства разного уровня. Это направление стремительно развивается во всем мире, и в этой связи хочется отметить, что в России уже появились компании, которые занимаются интеллектуальными разработками и производят уникальные тренажеры-симуляторы, которые не уступают по качеству, а во многом даже превосходят продукцию ведущих мировых производителей. В дальнейшем же я вижу тесное сотрудничество между компаниями-работодателями и производителями симуляционного оборудования, в ходе которого будут создаваться продукты, максимально отвечающие требованиям профессиональной подготовки специалистов. Кроме медицины симуляционное обучение востребовано и в других областях: автомобилестроении, авиации, оборонной промышленности и др.

Безусловно, необходимо следовать новым тенденциям и разбираться в инновационных методиках, но, вместе с тем, есть базовые вещи, о которых важно помнить, приступая к обучению персонала. А именно пять ключевых факторов, определить которые необходимо до начала обучения: цели обучения, личность обучаемого, дельта между существующим и желаемым уровнями подготовки, результат обучения, способ оценки результатов обучения. Я глубоко убеждена в том, что любое обучение должно строиться на системном подходе. В погоне за новыми тенденциями, все-таки не нужно забывать о фундаментальных законах, на которых базируется образовательный процесс. Ведь все, что мы сегодня знаем и умеем, все, что применяем для инновационных разработок, базируется на опыте предыдущих поколений и дает нам точку опоры для движения вперед.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования