Эссе N24

Максим Ильин
26 мая 2014 г.

Зачем

Зачем кого-то учить? Особенно — когда речь идет о взрослом человеке...

Для галочки? Чтобы освоить бюджет, выделенный на «обучение»? Чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям? Чтобы не выпадать из тренда?

Это не интересно, и в таком обучении нет необходимости. Люди уже в совершенстве владеют навыками - знаниями и умениями, — определяющими их жизни СЕГОДНЯ. Но завтра...

В нашем меняющемся мире учить людей нужно уже затем, чтобы они ЗАВТРА хотя бы не стали жить хуже.

А еще затем, чтобы сделать организацию, в которой они работают, БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ...

Ну и затем, наконец, чтобы помочь людям стать БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫМИ!

Такой ответ на вопрос «Зачем учить человека?» делает задачу интересной и достойной решения!

Чему

Чему же необходимо учить человека, чтобы достичь намеченного?

Можно легко составить список того, чему «можно» обучать, — список будет длинным, и к его написанию можно приступить, практически не задумываясь: продажи, переговоры, презентация, проактивность, ассертивность, менеджмент, лидерство, целеполагание, исполнение, управление проектами, управление временем, управление изменениями, управление конфликтами, обслуживание клиентов, финансы для нефинансистов, творческое мышление, принятие решений, решение проблем и т. д.

Труднее ответить на вопрос о том, чему учить «НЕОБХОДИМО». Очевидно, что список должен очень сократиться.

А что если вопрос поставить еще жестче: Чему необходимо учить человека в 21 веке, если можно выбрать ТОЛЬКО ОДНУ ТЕМУ?

Какая одна тема, один набор знаний и умений позволит человеку стать более счастливым и более эффективным - как индивидуально, так и с оказанием влияния на организацию?

Первое, что приходит в голову — на основе многих лет работы с огромным количеством людей — нужно (необходимо!) учить человека ставить цели. Это — чрезвычайно важный навык. Этого очень не хватает нашим ТОП-менеджерам и остальным сотрудникам. Люди жалуются на высочайшую занятость, на переработку и невозможность уйти в отпуск... И все это — при отсутствии ясного представления о целях! То есть большая часть сознательной жизни — почти одна треть — уходит на деятельность, которая в явной форме не ведет к целям. Это демотивирует и разочаровывает, уменьшает вовлеченность и удовлетворенность людей своей работой и самими собой.

Цели — очень важная тема для обучения! Но достаточно ли ее для того, чтобы организации стали более эффективными, а люди более счастливыми? Мы же решили ограничиться всего лишь одним предметом — таким, который с необходимостью приведет к желаемому результату, даже если больше ничему не обучать.

Что если я умею ставить цели и делаю это правильно, а другие — работающие в моей организации — этого не делают — по разным причинам: не хотят, считают это не важным, не получается?..

А что если они это делают — ставят цели правильно, — но эти цели не согласуются с моими или даже противоречат им? Поможет ли это мое умение моей организации стать более эффективной, а мне — более счастливым? Не очень. Мои усилия пропадут бесследно, подобно нескольким каплям дождя, выпавшим в пустыне. У меня не только не получится преобразить в цветущий сад всю пустыню — для этого такая цель должна быть у всех, — но и собственного маленького оазиса не получится, так как кто-то из партнеров чего-то не сделает, или сделает не вовремя, или не так — не того качества.

Мы живем во взаимозависимом мире — в социуме, где более высокая эффективность и количество счастья зависит от нашего взаимодействия с другими. Если отдельные элементы целого не помещены в правильную операционную систему, то и целое страдает, и сами эти элементы не выходят на полную мощность. Точно как в наших гаджетах — ноутбуках и смартфонах — стоит заменить старую операционную систему на боле совершенную, как весь наш софт и хард начнут летать!

Поэтому учить ставить цели необходимо, но не в первую очередь. И уж тем более — не в единственную. Выбирать нужно что-то такое, что и уже имеющиеся знания и навыки «летать» заставит, и развитию нового поможет. Нужен не просто важный элемент (вроде постановки целей), а БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА!

В СОЦИУМЕ такой операционной системой является КОММУНИКАЦИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. И в ней есть большая дыра, залатав которую мы сможем совершить квантовый скачок в направлении к желаемым результатам. Эта дыра — наше неумение правильно разговаривать друг с другом, когда мнения сторон по важным вопросам различаются.

В этой ситуации наши эмоции нарастают, мы чувствуем опасность, управление от мозга «человека разумного» передается рептильному мозгу, отвечающему за спасение организма, и мы глупеем. Мы, подобно животным, либо вступаем в схватку, вызывая ответную рептильную реакцию собеседника, либо убегаем — уходим в молчание, перестаем говорить. В результате, важный вопрос остается нерешенным. Годами, а иногда и всю жизнь. Превращается в хроническую проблему.

Мой опыт говорит о том, что в жизни — личной и рабочей — у каждого человека есть такие проблемы. И происходит это потому, что мы либо не говорим об этом, либо говорим неправильно.

ОБСУЖДАТЬ САМЫЕ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ, НЕ ПОРТЯ ОТНОШЕНИЙ, — вот чему необходимо учить человека, чтобы жизнь каждого из нас стала лучше.

Как

Самый простой вопрос: «Как учить?». Когда знаешь «зачем» и «чему», ответ очевиден: учить нужно с помощью Переживания Личного Опыта.

Сначала нужен личный опыт неправильного поведения и его подробное Переживание (пережевывание) — через боль и признание собственного несовершенства. Затем нужен личный опыт правильного поведения — с переживанием восторга от открытия нового и творческого стремления скорее применить это в реалиях своей жизни.

Чтобы СЕГОДНЯ и ЗАВТРА быть БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ и СЧАСТЛИВЫМИ, НЕОБХОДИМА ТОЛЬКО ОДНА ТЕМА — БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА для СОЦИУМА — КОММУНИКАЦИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ — умение ОБСУЖДАТЬ САМЫЕ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ, НЕ ПОРТЯ ОТНОШЕНИЙ.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования