Эссе N26

Галина Сартан
27 мая 2014 г.

Николай Гоголь писал: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою». Давайте всмотримся в современное бизнес-образование с тем, чтобы понять, чему и как необходимо обучать персонал в этом столетии.

Наше время я бы назвала временем парадоксов — и не только в политике или спорте, но и в образовании. Для достоверности приведу три примера из области внутрикорпоративного бизнес-обучения.

Обучение заинтересовано в текучке персонала.

Если текучесть персонала высока, то программы можно годами проводить для «новичков», ничего не меняя; иначе их придется постоянно «затачивать» под развитие постоянных сотрудников.

Обучение тормозит развитие компаний.

Выстроенное под неэффективные бизнес-процессы, оно заинтересовано в поддержании их неэффективности. Ведь если бизнес-процессы улучшатся, то придется сокращать штат менеджеров по обучению и повышать требования к уровню их подготовки.

Обучение продлевает жизнь неэффективным бизнес-процессам.

Привычные учебные программы сглаживают периодически появляющиеся проблемы и не приводят к кардинальным изменениям. К ним привыкают, работу компании без них уже не мыслят.

Любопытно: о проблемах могут говорить много — парадоксы просто не замечают.

Если обобщить тренды, получится такой ряд: мы начинали с процессного обучения, затем перешли на обучение целевое. Наступает период ценностного обучения. На что тут обратить внимание?

Главным я считаю следующее.

Стандарты эффективности

Эффективность — достижение целей компании за более короткое время, меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Она достигается нацеленностью на клиента, обеспечением тотального качества, непрерывным улучшением и инновациями, делегированием полномочий сотрудникам, партнерством с поставщиками и клиентами. В этом конкурентные преимущества компаний XXI века.

Качество

В погоне за массовостью всегда теряется качество, а значит, тотальное обучение не может быть эффективным. Нужно выделять ключевых сотрудников, которые влияют или могут повлиять на результативность всего бизнеса, и обучать только их. Внутри каждой компании есть люди, сочетающие профессионализм в своей области и навыки наставника — необходимо включать их в активную работу.

Стимулирование любознательности

Неподдельный интерес к получению более совершенных умений и навыков — залог успешной эволюции персонала, а значит, и бизнеса в целом. Это не возникает спонтанно. Обучение создает почву для развития любознательности в нужном для компании направлении.

Командное управление

Обучение коллективным стилям управления: это менее затратно и более действенно. Главной целью такого управления должно стать не смутное представление о том, как научиться существовать друг с другом, а достижение конкретных результатов через постановку мотивирующих групповых задач.

Точность

Сотрудник, у которого возник тот или иной вопрос, должен предельно точно знать, какой именно ответ и где он может найти. Потому требуется свести к минимуму общие темы. Будущее — за последовательным обучением малых групп, собранных в соответствии с конкретными целями бизнеса.

Гибкость

Учебным центрам важно постоянно находиться в контакте с руководителями и уметь оперативно перестраиваться под потребности компании. Чтобы обеспечить нужное ускорение, часть программ стоит перевести в виртуальную область, а образовательные модули сделать краткими, но емкими и увлекательными. Основная цель — дать содержание, которое нельзя быстро отыскать в сети, при обязательном наличии ссылок на подробную информацию.

Инновационность

Необходима прямая зависимость форм обучения от целевой группы сотрудников. Так, для маркетологов можно создать внутреннее сообщество, технологам давать необходимые знания через вебинары на рабочих местах, а с менеджерами отдела продаж проводить индивидуальные коучинги. И в каждом случае следует уходить от шаблонов в область творчества и командных поисков результативных решений.

Индивидуальность

Обучение призвано делать компанию уникальной. Будущее - за информативной, постоянно обновляемой модульной платформой. Построенная под конкретный бизнес, в любой момент доступная для сотрудников, она обеспечит быстрое реагирование и сохранение скорости изменений, что благотворно отразится на положении компании в конкурентной среде и выведет ее в лидеры.

Всмотревшись пристально в современное бизнес-образование, мы попытались понять, чему и как необходимо обучать персонал в XXI веке. Все, что вы прочитали — не просто слова, это призыв к изменениям. Завершу словами Генри Лонгфелло: «Не смотри тоскливо в прошлое. Оно не вернется. Мудро распорядись настоящим. Оно твое. Иди вперед, навстречу туманному будущему, без страха и с мужественным сердцем». Именно так и нужно идти — уверенно, решительно и отважно — по пути качественных изменений образовательных продуктов, сохраняя при этом нужную скорость, творчески экспериментируя, стимулируя в сотрудниках любознательность, обеспечивая их стремление расти профессионально. За этим — будущее.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования