Эссе N27

компания BIRC
27 мая 2014 г.

«Дайте человеку рыбу, и он съест ее. Научите его ловить рыбу, и он никогда не останется голодным» Под этим лозунгом активно продвигались идеи обучения персонала в 20-м веке. Тысячи обученных «рыбаков» возвращались из тренинговых аудиторий обратно в мир большого бизнеса и... некоторые из них эффективно «удили», другие по-прежнему оставались голодными, сожалея о времени, потраченном на освоение премудростей «рыбной ловли». Можно долго говорить о необходимости посттренинговых мероприятий, важности оттачивания полученных на тренинге навыков и роли самодисциплины в процессе закрепления новых умений. Но, предлагаю посмотреть правде в глаза: действительно ли всем этим тысячам, прошедшим бизнес-тренинг по «рыболовству» был нужен именно он? Не оказалось ли среди них изрядного количества потенциальных «охотников» или «земледельцев»?

Этим вопросом все чаще и чаще задаются, как те, кто продвигает свои услуги на рынке корпоративного обучения, так и сами заказчики. Поэтому, ключевым трендом в обучении персонала в 21-м веке становится персонализация тренинговых программ, рост доли бизнес-коучинга, ассесмента и различных тестирований.

Удачные примеры индивидуального подхода в профессиональном обучении существуют уже сейчас. Один из них — учет левополушарного и правополушарного типов интеллекта сотрудников при подборе обучающих программ для них. Тренинги по развитию эмоционального интеллекта и креативности сейчас являются неотъемлемой частью обучения персонала многих компаний, так как именно благодаря им, сотрудники с правополушарным типом мышления могут добиваться больших успехов в работе.

Характерным примером персонализации обучения можно назвать изменение типичного запроса на рынке бизнес-симуляций (БС). Помимо учебного и командообразующего эффекта, который обычно интересует заказчиков программ, все чаще к нам обращаются с запросом на проведение ассесмента в ходе БС с дальнейшими рекомендациями по развитию и использованию участниками их сильных сторон и способам компенсации слабых.

Те же тенденции можно наблюдать в сфере тренингового обучения в области переговоров или управления сотрудниками. Сейчас очень хороший отклик получают программы связанные с диагностикой собственного переговорного или управленческого стиля и освоением инструментов, подходящих именно ему. Например, американская компания PersonaGlobal перед тренингом по убеждающим переговорам проводит всестороннее анкетирование как самих участников, так и их коллег и составляет для каждого уникальный переговорный профиль. После тренинга каждый получает помогающее готовиться к переговорам электронное приложение для смартфонов и планшетов, в которое уже внесен его индивидуальный профиль. Это ли не технологии будущего?!

Текущая бизнес среда, постоянно усовершенствующиеся технологии и процессы внедрения изменений окончательно сделали необходимыми навыки работы в многозадачном режиме, стресс-менеджмента и анализа большого количества данных. Для их развития по-прежнему будут актуальны тренинговые подходы и бизнес-практикумы, направленные на выработку более глубокого понимания интересов компании, приоретизации задач, способствующие также развитию стоимостного мышления.

Техническая организация процесса обучения в 21-м веке, будет связана с компьютерными технологиями и ростом интереса к геймификации. Непременным атрибутом долгосрочных программ развития персонала уже становится виртуальная учебная среда, в которой для каждого сотрудника создается свой личных кабинет.

Персональная страница может включать результаты пройденных тестирований и ассесментов, информацию о рекомендуемых тренингах или темах для коучинга, задания для саморазвития, тесты и кейсы для самопроверки. Также такой профайл может содержать актуальные советы по ведению переговоров, управлению персоналом или командной работе, основанные на его собственных сильных и слабых сторонах и с учетом изученных на тренингах технологий работы.

В заключение хочется еще раз отметить ключевое отличие обучения персонала в 21-м веке от того, что мы могли наблюдать 10—15 лет назад. Современный специалист имеет свободный доступ к широкому спектру профессиональных книг, статей, онлайн-курсов, вебинаров. Многие знания можно получить за минимальную стоимость или вообще бесплатно.

Технологии, которыми раньше владел только приглашенный тренер-гуру, теперь можно освоить и самому. Соответственно, заказчик тренинга больше не готов платить за «универсальные секреты мастерства», но по-прежнему заинтересован в максимальном использовании потенциала именно его людей, их уникальными особенностями: слабостями и преимуществами, мотиваторами и амбициями.

От унификации знаний, умений и навыков сотрудников, рынок приходит к идее управления талантами и использованию потенциала каждого. От «подтягивания» слабых сторон бизнес-обучение будет все более и более смещаться в сторону развития наиболее сильных и потенциальных сторон каждого. И именно такой подход к обучению персонала становится наиболее актуальным и востребованным на рынке.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования