Эссе N28

Тренинговое агентство «Мастер-Класс»

27 мая 2014 г.

Новый век только начался, а прошедший период как катализатор уже выявил для нас то, что мы можем ожидать от 21 века. Бизнес-образование — сектор экономики, который появился в России только в этом веке; до начала 2000-х в России еще не сформировался стабильный перечень компаний, предоставляющих качественное и современное бизнес-образование. И вот в начале нового века мы можем видеть сформировавшийся рынок.

Наблюдая за реагированием рынка бизнес-образования на экономические показатели, можно говорить об устойчивых трендах и перспективах развития нового для России сегмента экономики. В каких условиях существует рынок бизнес-образования? Каковы основные игроки? Какой продукт предлагает этот рынок?

Начнем с клиента. Что необходимо российскому бизнесу от бизнес-образования? Ответ прост! Сотрудники, способные самостоятельно и эффективно решать возникающие задачи, и способные приносить прибыль компании. В каком отечественном ВУЗе готовят таких специалистов? Вопрос без определенного ответа. Именно поэтому сформировался пласт организаций, основной целью которых является дополнительное обучение в рамках своих форматов.

Теперь поговорим о продуктах, которые в настоящий момент предлагают нам образовательные учреждения. Ниже перечислены наиболее востребованные и имеющие устойчивый спрос продукты:

  1. MBA (Master Business Administration) — программа подготовки руководителей в бизнесе. Данная долгосрочная программа использует самые современные методы подготовки кадров.
  2. Дистанционное образование — обучение с использованием современных IT технологий. Позволяет получить знания, не выходя из дома, практически в любой точке мира, где есть интернет. В частности, существует возможность пройти программу MBA дистанционно. Основные темы: инфобизнес, личные инвестиции, карьерный рост и пр.
  3. Бизнес-тренинги — обучение, построенное на тренировке и развитии умений и необходимых в повседневной деятельности установок. Основные темы: навыки управления персоналом, управление временем, навыки продаж и обслуживания, тренинги для тренеров и пр.
  4. Бизнес-семинары — обучение, построенное на передаче знаний и опыта при помощи личной харизмы оратора. Чем ярче и выраженнее речь ведущего, тем больше вероятность запоминания информации. Основные темы: лидерство, маркетинг, PR, создание бизнеса, финансы и пр.
  5. Краткосрочные курсы — обучение специфическим (профессиональным) навыкам; наиболее характерны для изучения ПО, необходимого для работы. Основные темы: 1С, иностранный язык, прикладной офисный пакет, дизайн, ораторское искусство и пр.

Каждый из вышеперечисленных продуктов востребован и будет дальше набирать слушателей и студентов на свои программы. Эти темы хорошо себя зарекомендовали и нашли свою нишу. Можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшей перспективе эти продукты будут предложены и модернизированы под влиянием новых тенденций.

Уже сформированные продукты в новом столетии будут претерпевать изменения, связанные с освоением новых технологий и появлением новых продуктов на рынке бизнес-образования. Используем способ прогнозирования возможных путей развития под названием «интерполяция». Суть метода заключается в переносе уже случившихся событий в более развитой экономике на российскую действительность.

Итак, что присутствует в европейской, американкой и японской моделях экономик, а точнее в сегменте бизнес-образования.

  1. Коучинг — совершенно особенное явление, обучение через осознание собственных ценностей и мотивов. Коучинг может проходить как в индивидуальном, так и в групповом формате. Коучинг оказывает сильное воздействие на формат проведения бизнес-тренингов, а также на менеджмент предприятий. Уже сейчас множество руководителей понимают эффективность коучингового подхода к управлению организацией. А программы подготовки коучей неизменно набирают своих слушателей. Например, в Прибалтике бизнес-тренер, не имеющий сертификата коуча, уже сейчас считается недостаточно квалифицированным.
  2. Трансформационный тренинг — модель несколько отличается от традиционного бизнес-тренинга. Одно из ключевых отличий — позитивная обратная связь. На тренинге отсутствует любая критика. Такой подход к обучению повышает мотивацию к изменениям и позволяет более качественно прорабатывать установки участников. Такую модель сейчас активно используют европейские бизнес-тренеры.
  3. Бизнес-симуляции или групповое решение учебных заданий. Ничего не обучает лучше, чем решение практических задач. Особенно в группе, где можно поделиться опытом и увидеть различные методы и подходы к решению одной ситуации. В Японии и Америке этот метод уже активно используется, и к решению таких задач привлекаются не только топ-менеджеры, но и руководители среднего звена, а также ключевые сотрудники.

Такие интересные направления в бизнес-образовании приведут к уходу от формализованного образования к максимально практическому неформальному. Уже в этой статье игнорируется наличие профильного высшего экономического образования. К сожалению, в настоящий момент отставание ВУЗов от зарубежных аналогов настолько велико, что выход на достаточно высокий уровень подготовки менеджеров и экономистов нельзя ожидать в ближайшей перспективе.

Если выразить тенденцию ближайших десятилетий, то я бы сформулировал одним словом — «геймификация». От англ. game — играть. Именно преобразование образовательного процесса в ситуацию игры, где есть правила, но нет требований, где есть свобода творчества, но нет давления. Именно такой подход может и должен стать наиболее продуктивной средой для развития необходимых бизнесу профессионалов. Уже прошел период в российском бизнесе, когда необходимо было стандартизировать и стабилизировать бизнес-процессы. Приходит время постоянной конкурентной борьбы и поиска новых рынков. Профессионалы в бизнесе должны стать гибкими и готовыми работать в постоянно меняющейся среде.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования