Эссе N29

НОЧУ ДПО «Учебный центр АРМО»
27 мая 2014 г.

У меня нет педагогических крыльев, поэтому я тяжело передвигаюсь между земными персонажами...

А. С. Макаренко

Вопрос о том, чему и как необходимо обучать современного взрослого человека, а так же подрастающее поколение, которое станет «людьми ближайшего будущего» — вопрос сложный и в какой-то мере философский. Ответ на него в первую очередь зависит от нашего собственного взгляда на ближайшее будущее, от того представления о жизненном идеале, который мы сами для себя определяем.

Дикий неандерталец жил охотой и собиранием корешков, не представляя себе иного способа существования, и учил своих детей охотиться. Шли века, идеал государственного устройства в представлении людей изменялся, и пахари учили пахарей, воины учили воинов, ученые передавали свой опыт новым поколениям ученых, а рабы — другим рабам.

В том обществе, которое считает себя современным и культурным, и к которому принадлежим мы, приняты две модели развития человека — классическая и потребительская. Классическое воспитание основывается прежде всего на формировании общего кругозора, когда обучаемому даются энциклопедические знания по всем направлениям, с которыми он может столкнуться, но в силу ограниченности времени ни одно из направлений не доводится до практического освоения. Считается, что культурный человек сможет потом сам, на основе знания фундаментальных принципов, самостоятельно освоить необходимое направление. Классического принципа придерживалось советское образование, когда ученику в школе давались огромные объемы знаний, привязать которые к практической жизни он должен был самостоятельно. Отличник по биологии не умел вырастить лук на грядке, отличник по химии не умел изготовить порох.

Потребительский подход высшей ценностью считает сформированный навык, когда ученик может точно воспроизвести какое-либо действие, не понимая механизма получения результата. Такой подход развивает практические навыки в определенных областях, и создает специализированного человека. Именно такой подход, начав развиваться в американских и европейских школах для малообеспеченных детей, стал получать все большее и большее развитие в современной жизни, когда предметом потребления стали не только продукты, но и сами люди. Потребляемый потребитель виртуозно работает в Интернете при помощи беспроводного соединения и имеет весьма смутное представление о радиоволнах, выращивает замечательные цветы и ничего не знает о клеточном строении организмов.

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, и с результатами обучения в каждой из парадигм мне пришлось по долгу службы иметь дело. Поскольку к нам на повышение квалификации попадали в основном вполне сформировавшиеся технические специалисты, или молодежь, желающая достичь успеха в жизни, результаты обоих подходов можно сравнить на практике.

Современное российское образование все более склоняется от классической модели к модели потребительской. В новых образовательных стандартах критерием освоения учебной программы становятся умения и практические навыки, а не знания. Это касается и общего среднего (школа), и среднего профессионального (техникум), и высшего (институт) образования.

Казалось бы, потребительская модель в нашем обществе потребления наиболее успешна с точки зрения карьеры. Достаточно вспомнить фразу, которой встречали выпускников институтов во времена социализма на производстве: «забудьте все, чему вас учили в институте». В прошлом веке (да, он теперь прошлый) образование давало фундамент и теоретические знания, а практические навыки приобретались непосредственно на рабочем месте. Теперь же работодатели и кадровые агентства требуют от работника прежде совсем иной подготовки.

Действительно, именно практические навыки нужны работодателю, и прежде всего в них заинтересованы сами учащиеся. При потребительской системе обучения эти практические навыки должно дать высшее или среднее учебное заведение, а работодатель получает готового специалиста. При классическом обучении выпускник — это чистая доска, на которой еще надо что-то написать.

Однако проходит время, техника изменяется, и практические навыки устаревают. Человеку приходится учиться новым навыкам, и в случае классического образования у него имеется уже фундамент для освоения новой техники. Теорию он знает, потому что фундаментальные законы остаются неизменными, а практика составляет только половину знаний. При потребительском подходе фундамента нет, соответственно и при освоении новой техники начинать приходится заново.

В качестве практического примера приведу программирование промышленных контроллеров, техническое направление, в котором специалисты весьма редки и ценятся значительно дороже других. Все приходившие к нам учащиеся первоначально заявляли, что долго учиться у них нет времени, теория им не нужна, а нужны практические работы на новой технике. Но уже в ходе первого занятия выяснялось, что запрограммировать контроллер они могут, но установка у них не работает, потому что они не понимают физики происходящих внутри нее процессов. Приходилось на ходу изменять программу обучения, заменяя практику теорией. В конце концов была разработана программа, учитывавшая слабую теоретическую базу учащихся. А потом выяснилось, что эта «модерновая» программа, проверенная русскими и американскими специалистами нового века, удивительным образом похожа на курс «Автоматика», преподававшийся в Московском энергетическом институте в конце века прошлого.

К потребительской модели понемногу приходит и среднее, и высшее образование. За последние несколько лет у студентов, приходящих к нам на практику, значительно понизился фундаментальный уровень подготовки в угоду практическим навыкам. Студенты легко создают в программе AutoCAD чертежи схем, которые противоречат закону Ома. А еще десять лет назад курсовые делались карандашом на листах ватмана, но содержали интереснейшие разработки.

Итак, чему же все-таки надо учить специалистов века нынешнего? Теоретики от образования в нашей стране единодушно говорят, что учить надо производственным навыкам. Лично же у меня после общения с молодыми инженерами складывается впечатление, что учить надо фундаментальным основам, а практические навыки давать уже в ходе специализации. Нашей промышленности (промышленности, не офисному сектору) вновь требуются «чистые доски», на которые можно много раз записывать новую квалификацию, а не «одноразовые бумажки» быстрого приготовления, которые можно использовать только один раз.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования