Эссе N30

Бизнес-Университет Молоканова
27 мая 2014 г.

Представляем вашему вниманию эссе участника второго тура Премии Trainings. Работа публикуется анонимно. Инструкцию по голосованию вы найдете внизу страницы.

Популярное сокращение VUCA с каждым годом все точнее описывает мир 21 века. Множество изменений, требующих оперативной реакции VolatilityИзменчивость, заведомая недостаточность информации для принятия решений Uncertainty - Непредсказуемость, многомерность системных взаимосвязей причин и следствий при реализации решений Complexity - Сложность и неочевидная интерпретация любой важной информации Ambiguity - Неоднозначность ставят под сомнение возможность и уместность обучения каким-либо надежным моделям и алгоритмам повышения результативности и/или эффективности.

Более того, обучение для работы в условиях VUCA должно одновременно провоцировать и выход за зону комфорта (иначе адекватно проходить через ситуации изменений невозможно), и вселять в обучаемого уверенность в том, что с ситуацией изменений он справится. По сути любая программа обучения 21 века должна и сама по себе содержать Изменчивость-Неопределенность-Сложность-Неоднозначность, и уметь внутри себя справляться с VUCA, чтобы не развалиться на части.

Не один десяток лет движение к созданию таких программ будет идти сразу по нескольким направлениям.

1. Технологические тренинги с простыми алгоритмами типа «Пять шагов обслуживания клиента!» или «Планирование рабочего дня на раз-два!» будут по-прежнему популярны. Но их роль будет скорее седативной, чем обучающей. Основная их задачей будет вселение уверенности, что эффективные алгоритмы есть, и пользоваться ими просто. Результат: попав в воронку VUCA, участник вспоминает какие-то там шаги, начинает их предпринимать, обретает большую уверенность, а дальше действует по своему усмотрению. Продолжительность таких тренингов будет не более двух с половиной часов с разбором не более двух-трех алгоритмов эффективности.

2. Мотивационные тренинги тоже не уйдут со сцены (в прямом и переносном смысле). Вселение уверенности на них будет проходить за счет поднятия самооценки и статуса участников через напоминание им о том, каких успехов они уже добились, какие они победители! При попадании в воронку VUCA участники вспомнят, какие они успешные, сконцентрируются на этом, и с большей вероятностью прорвутся вперед. (Побочным эффектом такой концентрации на себе, а не на реальности может оказаться и полный провал. Но это уже издержки метода обучения).

Закрепление эффекта таких тренингов все больше и больше будет проходить на статусных пост-тренинговых мероприятиях — ужинах, выездах, специальных коротких онлайн-сессиях.

3. Поисковые тренинги станут новым и наиболее адекватным для времени VUCA форматом обучения. На них будут предлагаться и прорабатываться не отдельные модели и алгоритмы, а их наборы с четкими рекомендациями, в каких ситуациях какой элемент из набора лучше использовать: на каком этапе развития компании какие управленческие инструменты использовать, какой стиль продаж лучше всего подходит к покупателю с каким поведенческим стилем и т.п. В полном соответствии с реальным управленческим подходом участников будут концентрировать не на абстрактном развитии и личностных качествах (эту нишу будут закрывать описанные выше мотивационные тренинги), а на четком понимании желаемого результата и действиях по его достижению.

На поисковых тренингах будет закладываться понимание, что во времена VUCA: 1) в любой ситуации есть всегда несколько вариантов действий, которые стоит знать (предполагать) заранее, 2) выбор оптимального варианта необходимо строить на базе вдумчивого всестороннего анализа ситуации, 3) хороший предварительный анализ существенно повышает вероятность достижения желаемого, но никогда не гарантирует его, 4) оптимальный выбор и его эффективная реализация возможны лишь при привлечении к анализу и реализации ключевых для сложившейся ситуации игроков, 5) любой анализ должен вести к поиску: серии проб и ошибок.

Разумеется, полноценное обучение в поисковом формате потребует последующего сопровождения в виде коучинга, фасилитаций и интервизионных сессий с проработкой реальных ситуаций.

По-видимому, что адепты этих трех различных направлений будут вести информационные войны друг с другом. Но можно надеяться, что через какое-то время родится новый формат обучения интегрирующий их все вместе. А иначе в 21 веке не выжить — воронка VUCA засосет. А так хотелось бы позволить себе поиграть с Volatility - Изменчивостью, радостно удивиться Uncertainty - Непредсказуемости, проявить силу ума в Complexity - Сложности и прорваться до результата через Ambiguity!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования