Эссе N32

Андрей Анучин
28 мая 2014 г.

Часть 1. Мир будущего - это VUCA-мир.

Будущее скрывается в дымке наших фантазий и воспоминаний о прошлом.

Двадцать первый век только начался, и сложно представить, чем он закончится.

Утопии рисуют будущее в широком спектре от добровольного союза свободных людей до тоталитарного контроля над человеческим стадом.

«Теория поколений» фантазирует относительно поколения Z, но значит ли это, что это поколение последнее — ведь нет буквы для следующих поколений!?

Мир 21 века характеризуется изменчивостью (volatility), неопределенностью (uncertainty), сложностью (сomplexity) и двусмысленностью (аmbiguity). Это VUCA-мир, в котором выживают и побеждают две структуры — сетевые распределенные сообщества с высоким уровнем вовлеченности и энергетического тонуса и глобальные корпорации с высоким уровнем эффективности и исполнительской дисциплины.

Человека 21 века отличают высокий уровень интеллекта и энергия, выражающиеся в действии. Он воспринимает свою жизнь как управляемый проект, максимально результативно используя каждую минуту своей жизни. Он способен эффективно влиять на мир, находя изменчивой среде оптимальный способ действия.

Часть 2. Учить самомодификации

Термин «самомодификация» отражает способность человека сохранять свою функциональность в быстро меняющейся внешней среде. Для самомодификации необходимо четыре шага:

1. Оценить себя.

Человек 21 века должен быть точным в понимании своих сильных и слабых сторон, знании своих групповых ролей, оценке соответствия своих способностей требованиям внешнего мира.

Для получения объективной информации о себе его надо обучать использованию тестовых методик и методов косвенной диагностики; развивать высокую чувствительность к внешним и внутренним стимулам, способность запрашивать и воспринимать обратную связь.

2. Забыть ненужное, разучиться.

Бесконечное наращивание знаний — это тупиковый путь, так как избыток информации требует сложной системы управления этой информацией.

В условиях доступности практически любого контента проблема не в том, чтобы найти нужную информацию, а в том, чтобы встроить ее в существующую систему управления знаниями, в когнитивную систему человека.

Поэтому человека 21 века надо будет учить «техникам обнуления», а именно тому, как освобождаться от устаревшей информации и неэффективных паттернов поведения.

3. «Загрузить» нужное, научиться.

Человека 21 века надо будет обучать быстрым и эффективным методам поиска, структуризации и актуализации знаний.

В 21 веке будет четко разделены знаниевая и навыковая составляющие любого обучения. Для изучения структурированных учебных курсов человек 21 века должен уметь использовать современные интерфейсы; для отработки навыков будут использоваться различные симуляторы.

4. Действовать.

Противоречие между способностью влиять на мир и необходимостью подстраиваться к миру снимается автономным действием с учетом силовых линий внешнего поля.

В VUCA-мире побеждают не самые умные, но самые быстрые. Человека 21 века надо учить интуитивному быстрому действию, опирающемуся на мудрость проработанного тела.

Способность действовать определяется уровнем энергетики тела, поэтому человек 21 века будет управлять своим тонусом и своим биологическим возрастом, поддерживая свой организм в оптимальном функциональном состоянии.

Часть 3. Методы обучения

Традиционный метод обучения основан на передаче знания от преподавателя, который «знает», к слушателю, который «не знает». Уже сейчас этот метод демонстрирует свою неэффективность. Студенты во многих вещах разбираются лучше, чем их преподаватели, что предъявляет серьезные вызовы академическому образованию.

В 21 веке будет активно использоваться такие методы как:

- обучение погружением в соответствующую организационную среду, поощряющую требуемый стиль поведения;

- обучение действием через использование обучающего потенциала собственного тела;

- совместная проектная работа экспертов-наставников и обучаемых;

- персональное наставничество с целью обучения «искусству жизни».

Выбор и использование широкой палитры методов обучения как нельзя лучше будет соответствовать многообразию и изменчивости VUCA-мира.

Часть 4. Бизнес-тренер в 21 веке

Чтобы сохранить жизненное первенство и иметь моральное право учить человека 21 века бизнес-тренер должен:

- владеть различными языками описания реальности и актуальными интерфейсами;

- использовать свое тело как обучающий инструмент;

- уметь «обнуляться» и «загружаться» а именно забывать ненужное и находить нужное;

- встраиваться в различные типы организационных культур, используя техники «социальной мимикрии»;

- тотально действовать в условиях неопределенности.

Как сказал М.Кундера, «быть современным — это быть союзником своих могильщиков». Мы не знаем, что нас ждет в VUCA-мире. Но мы можем быть внимательными к основным трендам эпохи и способными модифицировать себя в ответ на внутренние и внешние вызовы. А наша способность действовать позволит воплотить в жизнь наши ценности и преуспеть в 21 веке.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования