Эссе N33

компания EQuator
28 мая 2014 г.

Конечно, каждому специалисту в области развития персонала интересно прогнозировать, что изменится в обучении людей в XXI веке. Бурное развитие технологий невольно наводит на мысль о том, а нужны ли вообще будут такие специалисты в организациях будущего? Может быть, люди в XXI веке уже будут обучаться исключительно сами через Интернет или с помощью симпатичных и умных роботов? Нужны ли будут тренеры организациям будущего?

Наше мнение — будут нужны, и еще как! Хотя и специфика их работы несколько изменится.

Немалую часть тех навыков, которые сейчас развиваются на бизнес-тренингах, дети начнут нарабатывать еще в школах. Это касается эффективной коммуникации, ведения переговоров, постановки целей и планирования их достижения. Уже сейчас в странах США и Европы в школах действуют специальные программы, в рамках которых дети изучают «Семь навыков» по Стивену Кови, развивают эмоциональный интеллект и учатся позитивному мышлению. В нашей стране у родителей тоже есть потребность обучать этому своих детей. Пока на эту потребность реагируют в основном частные детские учреждения. Поскольку инертной российской системе образования понадобится некоторое время, чтобы отреагировать на этот запрос, часть тренинговых компаний уже в ближайшие годы образует специальные детские направления. Заказывать детские программы обучения будут не только частные лица, но и корпорации, организующие обучение детей своих сотрудников в рамках мотивационных программ. Внутренние корпоративные учебные центры крупных компаний тоже будут развивать детское направление, поэтому через некоторое время появится специальный подвид тренинга для тренеров, со специализацией на обучении детей, а не взрослых.

Взрослое обучение при этом будет приобретать все большую личностную направленность — будет связано с осознанием своих ценностей или развития навыков и способностей, необходимых для соответствия ценностями компании. К примеру, в подразделении Cosma австро-канадского концерна MAGNA есть целый курс Cosma Culture, включающий в себя развитие способности доверять другим людям и изменение внутренних убеждений, препятствующих эффективной работе. По сути, это полноценная программа личностного роста, только ориентированная не только на потребности участников, но и на задачи организации.

Большую популярность приобретут курсы и услуги, помогающие улучшить мышление. Известно, что мы используем лишь малую часть потенциала своего мозга. Наше мышление не совершенно: есть ловушки мышления и ограничивающие установки, которые очень трудно обнаружить, а тем более, изменить самому. Поэтому взрослые люди, особенно руководители, будут участвовать в программах развития мышления (креативного, латерального, системного) и регулярно обращаться к своему коучу для того, чтобы лучше использовать ресурсы своего мозга.

Как это все будет происходить?

Вопреки многим прогнозам, дистанционное обучение не вытеснит полностью «живое человеческое». Несомненно, обучение будет задействовать современные технологии, и частично система «обучение в любом месте в любое время через компьютер» будет работать. Однако существенная часть обучения будет по-прежнему происходить в общих классах с учителем (тренером). Здесь нас не ждет настолько кардинальная революция, как иногда может показаться. Точно так же, как кино не вытеснило театр, вебинары и дистанционные курсы не заменят живого общения. Для обучения нам необходимо общение с другими людьми. Одно из возможных объяснений этого связано с исследованием зеркальных нейронов. Именно эти нейроны задействуются, когда мы обучаемся через процессы подражания и имитации. И задействуются они, как выяснилось, только при живом общении с человеком, оставаясь не включенными при просмотре видеозаписи или обучающего ролика. Это, например, объясняет, почему дети, растущие в семьях с родителями, разговаривающими на двух языках, будут двуязычными. Но сколько не ставь маленькому ребенку аудио- или видеозаписи на иностранном языке, он его не освоит. Поэтому программы обучения будут включать в себя и дистанционную, и «живую» часть.

Часть своего времени эксперты по обучению будут посвящать созданию развлекательно-обучающего контента. Некоторые будут делать это самостоятельно, а некоторые будут привлекать для этого специалистов, которым еще только предстоит появиться на рынке. Такие специалисты будут разрабатывать под бизнес-задачу фильмы и книги, а также компьютерные игры и оффлайн-симуляции. Уже сейчас есть несколько бизнес-романов, а через несколько лет появятся бизнес-фильмы и бизнес-сериалы.

Игры и симуляции станут более комплексными и сложными. Вполне возможно, что в старших классах вариантом такой симуляции будет создание компании-стартапа. Школьники будут развивать этот бизнес при помощи учителей и наставников из реальных корпораций. Не исключено также, что часть этих компаний будет продолжать существовать и развиваться как реальные бизнесы.

Таким образом, людей, занятых в сфере обучения и развития, ждет в этом веке много профессиональных вызовов и интересных задач!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования