Эссе N35

Дмитрий Устьянцев
28 мая 2014 г.

Прежде всего, хочу обозначить специфику раскрытия темы. Я — бизнес-тренер. То есть, я обучаю взрослых людей - собственников и наемных сотрудников знаниям и навыкам для успешной работы в бизнес среде. Я не занимаюсь тренингами личностного роста, психологическими тренингами и пр. Поэтому, все описанное мной относится именно к бизнес-тренингам.

1. Чему учить?

Мы живем в очень интересное время. Мы — свидетели смены эпох, изменения образа жизни и сложившихся стереотипов. В современном мире так много информации, что теперь у человека появилась необходимость отсеивать лишнюю. Только, удаляя «информационный шум», мы способны осваивать новые знания и потом применять их на практике. К тому же, громадный объем информации, который сваливается на современного человека, рассеивает внимание, повышает утомляемость, увеличивает нервозность. А это все снижает эффективность.

Ранее учащийся был подобен конструктору, который разыскивает нужные детали и из них создает свое творение. Теперь же человека, который хочет чему-либо научиться, можно сравнить со скульптором, который отсеивает все лишнее, с тем, чтобы осталось только главное.

Это один из самых важных вызовов современности — умение сконцентрировать свое внимание на главном и не отвлекаться. Этому нужно учить человека в 21 веке в первую очередь. Тогда обучение будет более эффективным.

2. Как учить?

Вопросу о том, как обучать человека столько же лет, сколько и самому человечеству. И «Цикл Колба», который упоминают на всех тренингах для тренеров, можно сравнить с «Теорией поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина, которая появилась чуть раньше. Изучая этот вопрос, я нашел, как минимум, два десятка фамилий, которые внесли свой вклад в общее дело или разработали «свою» методологию. Не претендуя на новизну темы, хочу поделиться той методикой, которую разработал и применяю на практике. Я искренне уверен в том, что при применении разнообразных методов может быть повышена эффективность обучения человека.

Учебная программа разделена на несколько модулей,- неделимых частей,- каждый из которых, в свою очередь, состоит из комплекса методик:

1. «Домашнее задание на входе» — творческо-поисковая самостоятельная работа,

2. «Тематическая разминка» — мотивирующий вводный в модуль блок,

3. «Социометрия» — тестирование, определение глубины проработки темы, степень владения и понимания участниками темы обучения,

4. «Упражнения-демонстрации» — выявление предпочитаемых моделей поведения у участников,

5. «Мини-лекция» — теоретический блок,

6. «Игры и упражнения-отработки» — практический и игровой блок,

7. «Выводы и Примеры» — аналитический и объяснительно-иллюстративный блок,

8. «Резюме модуля» — рефлексия с выведением «сухого остатка и основной технологии»,

9. «Домашнее задание на выходе» — развитие и отработка темы.

Все пункты, кроме первого и последнего укладываются в академическую пару (два академических часа по 45 минут). Используя всю гамму разнообразия методик (игровую, мотивирующую, познавательную, проекционную, аналитическую...) и переключаясь между ними в течение учебного модуля, мы добиваемся повышенного внимания, мотивирующего поведения, высокой восприимчивости.

Упрощенно структура модуля выглядит так:

Обратите внимание, что в процессе обучения я затрагиваю как сознание человека (то, что он может контролировать), так и бессознательное (наши автоматизмы и инстинкты, привычки и спонтанные реакции). Зона «сознания» расположена в верхней части рисунка, а зона «бессознательного» — в нижней. Таким образом, прорабатывая тему, мы сначала «прокладываем дорогу» и перестраиваем «картину мира» в подконтрольном нам сознании. Потом «блуждаем в лабиринтах» и «натыкаемся на преграды» в тех же местах в параллельном мире — мире нашего бессознательного. Затем, обновленная парадигма должна быть закреплена у участника некоторым количеством повторений...

Однако, в каждом конкретном случае, модули могут отличаться друг от друга. Так, например, некоторые разминки могут быть одновременно и социометриями. Или, в другом случае требуется не одна, а две разминки в течение учебного модуля (что может быть обусловлено как тематическим содержанием, так и групповой динамикой).

Ниже обозначен конкретный пример одного моего учебного модуля:

И еще несколько важных, на мой взгляд, аспектов.

Обучение не следует проводить в одних и тех же стандартных условиях — аудитории с проектором и маркерной доской. Важно проводить занятия или организовать экскурсии (если это уместно и допустимо в компании) в цеха на производство, на склады, в торговые залы и т. п.

Обучение группы участников не должно ограничиваться только одним тренером (преподавателем). Важно приглашать независимых экспертов. Хорошо бы организовать участие группы в работе «круглого стола» на заданную тему или обеспечить просмотр,- там можно услышать мнения практиков, работающих в реальном бизнесе.

Обучение нельзя рассматривать в отрыве от компании и привязки к ее бизнес-процессам, а также без последующего контроля за внедрением новых инструментов в работу.

Таким образом, я считаю, что эффективным может быть обучение, состоящее из разнообразных методик, затрагивающих различные аспекты личности человека. Мы живем во время смены очередного технологического уклада. Сейчас рождается новое ядро прорывных технологий — это нано, био, информационные и когнитивные технологии. Многие эксперты говорят о конвергенции этих технологий через 10 — 20 лет. Так что в технологическом плане ежегодно будут появляться новые методики и инструменты. Остается только не отставать от прогресса и быть всегда «в тренде».

И, в дополнение ко всему сказанному, добавлю, что обучение должно быть регулярным. Прошли те времена, когда обучение было «путевкой в жизнь». Теперь в мире царит другая парадигма — «Обучение через всю жизнь!»

Таким я вижу обучение и развитие человека в 21 веке.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования