Эссе N36

Вячеслав Любимов
28 мая 2014 г.

Размышляя на тему «чему и как обучать человека в 21 веке», обсуждая подобного рода вопросы с клиентами, коллегами, отвечая на вопросы своего подрастающего ребенка, становится понятно, что наиболее важные знания необходимые человеку универсальны и востребованы во все времена.

Передача базовых ценностей из поколения в поколение, личный пример следования этим ценностям, сохранение традиций — все это важно и необходимо, поскольку создает своего рода основу бытия, как для целых стран и народов, так и для отдельно взятой семьи.

Человек стремится познать мир, познать себя — и в том и в другом случае, он учится. Сталкивается с незнакомыми и сложными ситуациями, действует, порой ошибается, но получает опыт, и так происходит во все века.

При таком подходе, «Опыты» Мишеля Монтеня легко вписываются в концепцию «управление знаниями», и следующий фрагмент текста можно использовать как инструмент коучинга в работе с владельцем компании, так и общаясь с подростком. И тот и другой, проявляя свою волю, активно воздействуют на окружающий мир, и, сталкиваясь с ответами мира, познает себя.

«Если бы кто-нибудь спросил Александра, что он умеет делать, тот бы ответил: подчинять мир своей власти; если бы кто — нибудь обратился с тем же к Сократу, он несомненно сказал бы, что умеет жить, как подобает людям, то есть в соответствии с предписаниями природы, а для этого требуются более обширные, более глубокие и более полезные познания» (Опыты. Монтень М.).

Чему и как необходимо обучать человека в 21 веке?

" - Ты умеешь управлять вертолетом?

- Пока еще нет... Мне нужна программа обучения пилота вертолета.

... 5 секунд загрузки

- Пошли! — сказала Троица, направляясь к вертолету.« (Матрица. братья Вачовски)

Для специалиста по обучению, этот диалог из фильма «Матрица» — ярчайший пример максимально сжатого по времени периода освоения навыка. Между стадиями «осознанная некомпетентность» и «неосознанная компетентность» промежуток в несколько секунд.

Если рассматривать этот эпизод шире, речь идет о возможности осуществлять быстрые результативные изменения в любых сферах жизни. Вопрос только в наличии программ и правильной формулировке ожидаемого результата... своего рода RAPID CHANGE MANAGEMENT.

Возможно, перспективные направления процессов обучения в 21 веке будут строиться именно на этой концептуальной модели. Скорее всего, ответ на вопрос «как необходимо обучать» лежит в области исследований и открытий ранее неизвестных механизмов функционирования мозга человека.

Говоря про обучение, важно помнить о том, что есть навык сам по себе и есть человек, который решил освоить этот навык. Человек учится, развивается. В процессе обучения получает возможности изменять как свою жизнь, так и жизнь других людей.

На мой взгляд, наиболее актуальная тема обучения для человека в 21 веке — принятие решений изменяющих жизнь. Решений, реализация которых сказывается на качестве жизни человека, делает счастливым его самого и близких ему людей.

Необходимость выбора и принятия решений... промежуточный результат этих выборов — сегодняшний день моей жизни. Насколько я доволен качеством жизни? Сбываются ли мечты, достигаются ли цели? Есть ли радость от людей — которые меня окружают, задач — которые я решаю, результатов — которых достигаю?

И совершенно неважно, размышляет ли человек о смене работы или о продаже бизнеса, желании освоить иностранный язык или решении совершать пробежки по утрам.

Важно другое... размещение резюме и собеседования, переговоры и встречи с юристами, первые выученные слова и ранний подъем... важны не только решения, но и действия.

Ведь изменения происходят в том случае, когда человек перестает анализировать, выбирая лучшую стратегию достижения результата и начинает совершать действия.

Казалось бы очень простой вывод, но.... есть страх, есть лень, есть усталость и прошлый опыт, в котором были неудачи и разочарования.

Но также есть и будущее, в котором есть все то, что так приятно представить.

А есть настоящее, вот этот самый момент, который каждый проживает по своему — кто-то продолжает анализировать, а кто-то действует.

Настоящие герои те, кто стали победителями в борьбе с собой. Те, кто проживают свою жизнь, порой разрываясь между желанием что-либо получить, страхом что-то при этом потерять и необходимостью что-либо решать и делать по этому поводу. И обучение в таком случае будет фокусироваться на действиях человека с новым пониманием себя, своих переживаний или просто совершаемых не так, как раньше.

Принимать решения и действовать. Так просто и так сложно.

И несмотря на развитие информационных технологий, которые могут стать мощным инструментом в обучении, гарантом достижения результатов останутся простые и проверенные временем принципы — «делай не от Ума, а от Сердца», «делай небольшие усилия, но каждый день» и конечно — «просто делай это».


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования