Эссе N37

Анна Глотова
28 мая 2014 г.

Ух! Хороший вопрос... Но я привыкла, что перед тем, как отвечать на любой вопрос, необходим «Helicopter view», то есть посмотреть на вопрос под разными углами зрения, собрать максимум информации. Как подступиться?!?! В таких случаях, когда вопрос сложный, неоднозначный, по рекомендации Квинтилиана (римский философ и оратор, автор самого полного учебника по риторике) беру на вооружение эвристические вопросы. Или как Редьярд Киплинг (автор горячо любимого «Маугли», английский писатель, первый получивший Нобелевскую премию по литературе в 1907 году) призываю «6 слуг».

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, озорных.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? и Где?

Я по горам и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

А им даю досуг.

Так вот, используя «вопросную технику», попробую сама разобраться с обучением людей в 21 веке...

Я всегда говорю своим слушателям — пишите кратко, тезисами. Меньше слов — виднее суть, тем более, что жанру эссе свойственна краткость и тезисность. Вот и я накидала варианты ответов на основные вопросы «Чему?», «Как?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Почему?» обучать человека в 21 веке. А вам, мой любезный читатель, останется только выбрать те варианты, в которых мы совпадем. Искренне надеюсь, что таковых, то есть совпадений, будет много.

Сразу хочу обозначить, что под обучением я имела в виду — тренинги, лекции, воркшопы, фасилитации (то, чем занимаюсь и буду продолжать заниматься в 21 веке). А люди — это те, кто уже получили базовое образование, уже работают, и это обучение является для них дополнительным.

Основной упор на 2 вопроса, заявленных в теме эссе: «Чему?» и «Как?». С них-то мы и начнем.

Чему?

  • Добиваться/достигать результата.
  • Думать, Делать & Управлять.
  • Строить отношения, желательно долгосрочные.
  • Общаться/Разговаривать/Коммуницировать.
  • Слушать, чтобы понять, а не чтобы ответить.
  • Правильно сердиться/Правильно говорить «нет».
  • Научиться проигрывать и делать работу над ошибками.
  • Искать новые решения.
  • Вместе искать решения. Творить будущее своими руками
  • Осмелиться мыслить самостоятельно/изобретать свой велосипед.
  • Воображать/Мечтать.

Как?

  • Быстро (Кто выиграл время, тот выиграл все. Помним, что в будущем будет только 2 типа компании: быстрые и мертвые).
  • Получая удовольствие от процесса (А куда без удовольствия?).
  • В диалоге (исключено: «А теперь слушайте, что Я вам скажу» и «Глупых вопросов не задавать!»).
  • Отвечая на конкретные вопросы (Самое большое разочарование, которое можно испытать: «Спасибо! Было интересно! Получил ответы не на свои вопросы»!).
  • Предлагая техники и инструменты, которые можно «завтра» применить на работе и дома.
  • На примерах (Известно, что самый короткий путь через примеры. Да и без примеров ничему не выучишься и не запомнишь).
  • В группе и индивидуально.
  • Мотивируя совершать переход/прыжок из ничего в нечто. Брать за точку отсчета не наши возможности, а наши желания/мечты.
  • Осознавая, что у каждого есть право на ошибку (Не ошибается тот, кто ничего не делает... Но никто из нас не имеет права эту ошибку скрывать!).
  • Через смех/юмор. (То, над чем мы посмеялись, уже не кажется таким страшным).
  • Воодушевляя и Мотивируя — только так и никак иначе!!! Невозможно заставить взрослых людей что-то делать (вообще-то можно, но ненадолго и результат будет «не очень»), можно только побудить, создать желание.
  • Взяв за основу взаимодействия принцип, что идеи могут быть повержены только идеями (забываем про наши «штучки» типа: «довод слабый, надо повысить голос» или «бессильны против аргумента, нападем на личность»...).
  • Предложить посмотреть на мир во всем его многообразии и понять, что La vita e Bella...

Кто (учит)?

  • Кто знает и верит в то, чему учит.
  • Кто когда-то сделал больше всего ошибок/"набил шишек«... по этой теме.
  • Кто не боится и готов учиться у тех, кого учит.
  • Кто отвечает на твои вопросы, а не «льет воду», направляет к нужным для тебя решениям, кто дает инструменты.
  • Кто открывает для тебя «новые территории»: в знаниях, инструментах и подходах, в людях и в самом себе.
  • Кто смело говорит: «Я не знаю ответов на все вопросы, но я готов попробовать найти их вместе с Вами».
  • Кто делает то, что говорит, и если говорит, то делает.
  • Кто подает пример и заряжает. Кто становится кумиром, хотя все бормочут себе под нос «не сотвори себе кумира».
  • Кто влияет на тех, кто от него не зависит.
  • Кто понимает, что лучше изучать людей, а не книги, и учит этому других.
  • Кто заставляет коллективный мозг работать.
  • Кто осознает, что обучать — это «учиться вдвойне».
  • С кем хочется продолжить общаться и после обучения. Кто, перефразируя А. Сент-Экзюпери, говорит своим слушателям: «Я в ответе за всех, кого научил».

Где?

  • Здесь и сейчас (Carpe diem/Лови момент).
  • Везде и всюду, но лучше в тренинговой.
  • В «родных стенах» и на выезде.
  • В пределах нашей необъятной Родины и в заморских странах.
  • В аудитории, где есть окно, стулья, доска и... люди/слушатели. Последнее условие — критично, остальные в качестве пожелания.

Когда?

· Зимой, весной, летом, осенью.

· По будням и выходным дням.

· Утром и вечером.

· Когда делаешь работу над ошибками и понимаешь, что нужно что-то, а иногда и все менять...

· Когда понимаешь, что работать напряженней уже не можешь, а надо работать эффективней.

· Когда не можешь договориться и все время тратишь на выяснение отношений.

· Когда нужны другие варианты, решения, так как старые уже не дают ожидаемого результата.

· Когда все прекрасно и тебе кажется, что ты самый-самый и ты все знаешь и все умеешь.

Зачем?

· Для осознания, что учиться — это не прихоть или привилегия, это необходимость/потребность/воздух/форма существования.

· Не только целесообразно, но и необходимо.

· Глупо и невыгодно «стоять на месте»: кто умеет учиться, умеет все.

А что у нас с датой? На дворе весна-лето 2014 года — скоро 15 лет как мы плотно и уверенно существуем в 21-ом веке. Мы уже даже не вздрагиваем, когда произносим или слышим фразу «в прошлом веке»...

То есть получается, что все вышеизложенное уже актуально?!

Отвечая на вопросы, писала про себя и про то, с какими помыслами/установками выхожу, и буду выходить перед группой людей, пришедших на тренинг в 21-м веке!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования