Эссе N38

Алексей Щавелев
28 мая 2014 г.

Человека XXI века нужно учить быть счастливым. Речь не идет о вымученном «позитивном мышлении» или натужной демонстрации состояния «Я — о’кей». Эти «фасадные состояния» не имеют отношения к реальному переживанию глубокого, искреннего, неподдельного счастья. Скорее наоборот, отделяют человека от истинных переживаний. Демонстративное «этикетное счастье» призвано производить впечатление на других и вместе с этим не позволяет быть в контакте со своими истинными эмоциональными состояниями, часто маскирует нарывающие глубинные душевные и духовные конфликты. Мода на имитацию счастья — это то, что заставляет человека быть хронически несчастным и к тому же плохо осознавать этот факт.

Речь не идет о кратковременном счастье, когда на время исчезли боль, тревога или любой другой вид дискомфорта. Нет более временно счастливого человека, чем наркоман, который, получив дозу, снял муки ломки. Та же ситуация с любым видом зависимости — от денег, власти, еды, работы, достижений, азартной игры, от другого человека и т. д. Этот вид счастья неустойчив и быстро сменяется новой волной дискомфорта и страдания, вызванной либо пресыщением, либо неизбежной динамикой жизненного потока, в котором невозможно удержать внешний источник счастья.

Глубокое, неподдельное счастье — это эмоциональный сигнал души о том, что человек ведет продуктивную, созидательную, наполненную смыслом жизнь. Эта продуктивность может выражаться в отношениях человека с самим собой, другими людьми, миром. «Внутренняя продуктивность» реализуется в раскрытии своего личностного потенциала, интеграции различных слоев души, успешном разрешении внутренних конфликтов, росте внутренней сложности. Закономерным результатом внутренней интеграции и роста человека является «внешняя продуктивность». Она может выражаться в уникальном вкладе конкретного человека в этот мир, проявляясь как дело жизни, миссия. Счастье не как случайный эпизод жизни, а как фоновое, устойчивое состояние — это результат смысловой, творческой наполненности мгновений жизни, которая питается энергией внутренней сложной целостности человека. Этот вид счастья, как фоновое состояние жизни, не исключает боль потерь, неудач, банальной усталости от неизбежной рутины повседневности. Этот вид экзистенциального благополучия позволяет держаться на плаву, даже находясь в эпицентре неизбежных жизненных штормов. «Легкость бытия», «эффект потока» — это результат эволюции внутренней сложности человека, когда на смену «инстинкту удовольствия» и «воле к власти» приходит осознанная воля к смыслу, росту, созиданию.

Способные к созиданию, счастливые люди — нематериальный актив компаний, государств, цивилизаций в XXI веке, их основной конкурентный потенциал. Качественные прорывы в любой сфере общественного производства — дело рук «счастливых творцов». В связи с этим кроме тренингов, развивающих внешнюю эффективность в конкретной области применения, будет расти доля программ, направленных на раскрытие внутреннего потенциала, гармонизацию жизненной стратегии и общего эмоционального состояния личности. Человек не может построить ничего большего, чем масштаб его личности. На определенном уровне управления личностные ограничения и неразрешенные внутренние конфликты руководителя будут определять судьбу организации (от фирмы до государства), влияя на качество принятых стратегических решений. Несчастные люди, которые не находятся в гармоничных отношениях с собой и собственной жизнью, как правило, проецируют свой внутренний конфликт вовне, порождая вокруг себя несчастье, агрессию и нефункциональное напряжение.

В этой связи изменится роль ведущего подобных программ. Люди эффективно обучаются на привлекательных моделях поведения. Поэтому сам ведущий будет представлять образец гармоничного, счастливого, способного к созиданию человека, который успешно справляется с жизнью и внутренними конфликтами. Масштаб личности тренера, его морально-волевой потенциал станут основным средством сознательного, целенаправленного изменения людей и организаций. Роль тренера будет больше походить на роль гуру или сэнсэя в восточных духовных традициях, который погружает в свое силовое поле, побуждая к переживанию инсайтов, росту осознанности, выходу из режима «автопилотного», лишенного смысла существования. Задача «отращивания» конкретных компетенций все больше будет уходить в план обучения на рабочем месте. Цель обучающих программ нового типа — помочь человеку быть не просто эффективным, а глубоко, по-настоящему счастливым, помочь построить свой аутентичный жизненный проект, внести свой неповторимый «прорывной» вклад в этот мир.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования