Эссе N39

Марина Снежкова
28 мая 2014 г.

Новое время ставит свои условия. Человеку XXI века необходимо адаптироваться, чтобы соответствовать этим условиям. Одна из возможностей это сделать — обучение.

Но как понять, чему нужно обучать человека XXI века? Давайте посмотрим на особенности сегодняшней действительности:

1. Высокие темпы жизни и развития. Наша реальность быстро меняется. Необходимы гибкость, мобильность, стрессоустойчивость, умение сохранять здоровье и работоспособность.

2. Множество возможностей. Чтобы принимать решения, требуется решительность, социальная смелость, способность расставлять приоритеты.

3. Интенсивные (по объему и качеству) информационные потоки. От человека требуется умение работать с информацией.

Итак, чему нужно обучать человека XXI века, чтобы он был востребованным и успешным специалистом, оставался «в потоке» и был удовлетворен качеством своей жизни?

1. Профессионализм.

Профессионализм остается, с моей точки зрения, основной задачей обучения. Человеку :

· Владеть актуальной информацией по своей профессии.

· Быть открытым для новых технологий.

2. Активная жизненная позиция.

Активная жизненная позиция — один из основополагающих принципов жизни человека XXI века. Он не перекладывает ответственность за свою жизнь на внешние обстоятельства, а берет ее целиком на себя.

И в хорошие, и в плохие времена человек XXI века находит в себе источник, позволяющий ему действовать и радоваться жизни.

Обучение должно развивать активную жизненную позицию через корректировку образа мышления, системы установок и отношений, убеждений и привычек.

· Целеустремленность — как оставаться «в потоке», быть открытым новому, расширять связи, находить новое применение своему потенциалу?

· Настойчивость, сила воли, самомотивация на активный образ жизни — поддержание активности в достижении цели.

· Способность преодолевать трудности («Все, что не убивает меня, делает сильнее»).

3. Экология личности (психическое и физическое здоровье).

Экология личности — это философия XXI века. Это условие полного раскрытия возможностей личности, поддержания гармонии при повышенных физических и психических нагрузках.

· Целостность личности — внутренняя гармония, субъективное благополучие, развитие позитивного образа «Я».

· Способность к саморегуляции - эмоциональная устойчивость.

· Адаптивность в микросоциальных отношениях (на работе, в семье) - умение анализировать социальные ситуации, осознание своих возможностей и самоуправление поведением.

4. «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Это выражение особенно актуально сейчас. С одной стороны, информация — один из наиболее ценных ресурсов влияния. С другой, человек XXI века получает информации гораздо больше, чем он может переработать.

В результате люди испытывают информационный стресс. От этого страдает работоспособность (перегрузка нервной системы), качество принятых решений, здоровье.

Поэтому важный фактор успешной деятельности и, соответственно, обучения — развитие способности управлять информационным пространством.

1. Информационную культуру - стратегичность и критичность мышления.

2. Творчество — интуитивное мышление (сейчас у нас перегружено левое полушарие, то есть рациональное мышление).

3. Быстрый поиск информации в соответствии с задачами.

4. Навыки систематизации информации, включения новой информации в систему уже существующих знаний.

5. Способность к презентации информации.

5. Главное требование времени — чувство времени.

Главная проблема человека XXI века состоит в том, что он не ощущает и не бережет время, не способен его планировать.

Ошибки в планировании приводят к цейтноту, цейтнот — к задержкам в работе, задержки - к следующим ошибкам. Возникает замкнутый круг, и вот мы уже живем в состоянии постоянного стресса.

Для того чтобы повысить продуктивность работы и качество жизни, необходимо развить чувство времени — способность правильно его оценить и организовать.

· расставлять приоритеты среди множества возможностей;

· выстраивать цепочку задач;

· руководить собой во время работы: сосредотачиваться на главном, не реагировать на отвлекающие сигналы, контролировать время;

· нейтрализовать «пожирателей» времени через решительность (способность приступать к действию), умение говорить «нет», умение излагать и понимать проблемы.

6. Командная работа.

В XXI веке командная работа — наиболее результативная. Почему? Потому что задачи, стоящие перед компаниями, настолько разнообразны и сложны, что «одиночное мышление» уже не справляется с их решением. Необходимо использование взаимодополняющих способностей и ресурсов работников.

· Психологической готовности управлять командой.

· Управления коммуникацией в команде.

· Лидерства в команде.

· Командного метода решения организационных проблем.

Человеку XXI века, чтобы достичь своих целей, нужно постоянно самосовершенствоваться. Выбор, как это сделать — самостоятельно или с помощью тренера, коуча, — зависит от индивидуальных предпочтений. Главное — относиться к собственному развитию как к необходимой составляющей жизни.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования