Эссе N40

Приключенческо-тренинговая компания «ВМЕСТЕ»

28 мая 2014 г.

«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо». (Уинстон Черчилль)

Несмотря на столь пессимистичный вердикт умудренного опытом государственного деятеля последние десятилетия прошлого века и, особенно, в настоящее время становятся актуальными процессы совершенствования систем обучения на всех уровнях: школа, ВУЗ, профессиональная подготовка и переподготовка. Если в прошлом считалось возможным получить образование и квалификацию однократно на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности обновление профессиональной информации и требуемых навыков происходит с периодичностью в 3—5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть непрерывными и строиться на новых, более эффективных принципах.

«Цель обучения — научить обходиться без учителя». (Элберт Грин Хаббард)

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей и нравственно-этических взглядов. Обучение — вид деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Любой опытный преподаватель хорошо знает, что учить психологически зрелых людей гораздо проще, так как они, как правило, знают, где полученные ими знания могут и должны быть использованы, и могут самостоятельно задавать себе план ближайшего развития. Именно эта определенность и самостоятельность в обучении предполагает особое мастерство педагога, который должен не просто хорошо преподавать, объяснять те или иные проблемные вопросы, но и уметь подстраиваться под интересы обучающегося, понимать и учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения, уметь в некоторых случаях отказаться от привычного течения образовательного процесса с тем, чтобы обеспечить учащимся именно развивающее обучение.

«Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат». (Джордж Бернард Шоу)

На фоне многообразия существовавших и существующих приемов и методов обучения выдающийся писатель, похоже, принимал лишь те, которые мотивируют учащихся к проявлению самостоятельности. Видится, что лишь в сотрудничестве педагога и обучаемого при инициативе последнего возможно достижение желаемого результата.

«Да будет вечным законом: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле». (Ян Амос Коменский)

Весьма эффективно способна работать методика обучения, построенная подобно механизму овладения иностранным языком. При этом создается среда, в которой происходит не передача знаний от одного к другому, а обмен информацией. «Попавшему» в такую среду обучаемому не остается ничего иного как искать пути самоадаптации к ней и способа с ней взаимодействия.

Наряду с традиционными формами обучения в наши дни мировое сообщество посредством информационных технологий становится на путь самообразования. Одной из его форм является электронное обучение (E-learning), видами которого являются:

· Электронное обучение, управляемое обучаемым, когда содержимое курсов состоит из интерактивной информации, размещаемой на сервере. При этом учащийся полностью независим.

· Управляемые курсы электронного обучения, когда помимо содержимого в интерактивной среде система предполагает совместную работу преподавателя и учащегося. Данная форма подходит, например, когда обучаемые не могут работать в рамках жесткого расписания.

· Электронное обучение, управляемое преподавателем. Является аналогом традиционной формы проведения занятий по расписанию, но при этом взаимодействие участников процесса происходит в информационно-коммуникационной среде.

«Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни». (Фрэнсис Бэкон)

Выше мы говорили о том, КАК учить и учиться. Настало время обозначить ЧЕМУ. Развитие общества и появление новых технологий предопределяет необходимость гибкого реагирования на вызовы современности. Наряду с сохранением вечных, казалось бы, незыблемых в нашем теперешнем понимании человеческих ценностей необходимо научиться готовности видеть и воспринимать новое, учиться предвидеть пути его развития, учиться использовать уроки прошлого в проектировании будущего, учиться, все более формально общаясь с машинами разного назначения и класса, оставаться ЛЮДЬМИ, способными к человеческому общению и сопереживанию, стремясь, как предлагает классик, «быть полезными в жизни», овладевать необходимыми на данном этапе развития общества и личности знаниями и навыками.

«Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению», говорил Конфуций. Соглашаясь с восточным мудрецом, мы приглашаем читателей этой статьи в удивительный мир самосовершенствования посредством обретения новых знаний и деликатной передачи этого стремления последователям!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования