Эссе N41

Филипп Гузенюк
28 мая 2014 г.

ПАРАДОКСОМЕТР РАЗВИТИЯ 1.0

Как и чему учить в 21 веке.

Будущее невозможно угадать. Его можно придумать. Сообща.

Рассматривайте этот короткий текст как приглашение к придумыванию будущего.

Будущего обучения в 21 веке. Для себя. Для вашей компании. Для страны, для мира, для солнечной системы и кто его знает для чего еще...

Хотя, вы также можете посмотреть на этот самый текст и просто как на описание самого обычного парадоксометра.

Парадоксометр — прибор, который позволяет учесть, измерить и использовать творческий потенциал содержащихся в явлении парадоксов.

Парадоксометр похож на диджейский микшерный пульт. В нем есть много цветных кнопок и бегунков, с помощью которых человек может выставить нужное количество «басов» и «высоких».

Парадоксометр развития — это прибор, который позволяет настроить парадоксальный баланс при построении обучающей программы для компании, человека, онлайн-сообщества и любого другого белково-виртуального тела.

Почему парадоксометр развития необходим в жизни?

Потому что жизнь меняется. Она меняется быстро. Она усложняется. Она становится менее структурированной. В ней добавляется неопределенности. В ней добавляется сложности. В ней добавляется парадоксальности.

Парадоксометр призван ответить на усложнение жизни единственным достойным образом, который я знаю, — увеличением глубины сознания.

Обучение... СТОП, я собираюсь говорить не только об обучении людей определяемом, как «передача знаний, умений и навыков». Я хотел бы говорить о развитии людей, определенном упрощенно как «процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования» (Википедия).

Так вот, развитие людей также будет меняться. Оно будет ускоряться. Будет становиться более сложным, более динамичным и более парадоксальным.

Парадоксометр развития (давайте будем называть его именно так с этого момента) позволяет найти красивое решение для ответа на вопрос «какой должна быть ваша развивающая программа» в условиях бесконечно противоречивой, сложной и неоднозначной реальности.

Модель парадоксометра развития, описанная ниже является опытной. Это бетта-версия.

Что это значит на практике?

То, что вы можете ее докрутить, додумать, пофиксить и прокачать.

Можете добавить новых парадоксальных линеек, можете выбросить ненужные или изменить существующие.

Для этого, пожалуйста, вышлите свою запчасть парадоксометра Почтой России, по адресу отдела Недоступных Проблем НИИЧАВО. Или просто оставьте комментарий к этой статье.

Как пользоваться парадоксометром?

Очень просто — всего 3 шага.

1. Грубо прикинуть задачи программы развития, которую вы создаете.

2. Выбрать, какие парадоксальные пары важно в ней учесть.

3. Сшить программу развития с учетом полученных в ходе парадоксальной настройки идей.

Итак, довольно объяснений, вот собственно он самый...

ПАРАДОКСОМЕТР РАЗВИТИЯ 1.0

Парадоксально, но факт, развитие будет ОДНОВРЕМЕННО:

Трансляционное и трансформационное

То есть, будет направлено на расширение поля знаний, умений и навыков на текущем уровне развития человека или живой системы.

И одновременно направлено на создание качественных переходов с одного уровня развития сознания на другой.

Это как поставить новую программу на свой компьютер и перейти на новую операционную систему.

Корпоративное и открытое

Обучение в 21 веке будет все больше совмещать эти форматы. Многие развивающие программы будут симбиозами того, что каждый заказывает для себя сам и того, что предлагает этому каждому его компания, или другая бОльшая система (бОльший холон), к которому принадлежит человек.

Всеохватное и узкоспециальное

Все больше программ будут посвящены «разговору о жизни как таковой», будут задавать широкие поля диалога, будут работать на человека или живую систему в целом.

И одновременно будут фокусироваться на изучении эффектов преломления света при попадании на поверхность колбочек и палочек глаза амазонской анаконды в брачный период в условиях повышения среднегодовой температуры в регионе на 2 градуса. То есть будут фокусироваться на очень узких профессиональных вопросах.

МАКРО и МИКРО

Все больше программ развития будут долгосрочными, выверенными линиями развивающих интервенций.

И в то же время будут представлены в супер-краткосрочных форматах «90 секунд и менее».

Виртуальное и реальное

Многие программы уйдут в виртуальную среду. И при этом будут стараться организовать настолько полный и глубокий контакт с реальностью, насколько это возможно.

Индивидуальное и групповое

Люди будут учиться в одиночку и стаями. Максимально отточенные форматы индивидуальных погружений — только я и мое развитие. И максимально отточенные форматы погружения человека в развивающую МЫ-среду, в пространство группы, команды, сообщества, племени.

Профессиональное и личное

Будет обучение «про работу» и «совсем не про работу», и эту пару будет все сложнее отделить друг от друга.

Ориентированное на решение конкретных задач и с полным отвлечением от оных

Все больше искусство развития будет состоять в том, как слить, совместить его непосредственно с деятельностью человека — «делаю дело и в процессе очень интенсивно учусь».

И все больше искусство развития будет состоять в том, чтобы в кратчайший срок спасти человека из его привычного контекста и поместить в другую реальность, в которой доступно то, что не доступно в реальности обычной.

Стандартизированное и кастомизированное

Будут совершенствоваться форматы программ развития, направленных на создание общих смысловых полей, единых знаниевых платформ, общего языка.

И все больше они будут стремиться учесть уникальные особенности и контекст данной конкретной личности.

Западные и Восточные

Самый популярный курс в Google сегодня — курс обучения медитации. Программы развития будут все больше опираться на западные практики развития и философию. И все больше черпать мудрость с Востока.

Состоянческие и структурные

Все больше программ будут работать с состояниями сознания. И все больше будут фокусироваться на развитии структуры сознания, структуры эго.

Серьезные и FUN-овые

Все больше программ будут говорить о вещах жизненно важных и убийственно серьезных. И все больше программ будут делать это в совершенно несерьезном формате.

Централизованные и user-generated

Многие программы будут транслировать заранее подготовленный набор развивающих интервенций и при этом будут опираться на развивающие стимулы, создаваемые самими участниками.

Химические и немедикаментозные

Рынок наполнят различные витамины знаний и навыков. При этом форматы не предполагающие потребления химических препаратов также будут существовать.

Дополненно-реальностные и обычно-реальностные

Многие программы развития будут основаны на создании для человека дополненной реальности, в которой он приобретает новые способности. И многие форматы будут основаны на изучении и взаимодействии с обычной реальностью

Кибернетические и природные

Все больше развитие человека будет определяться развитием используемых им гаджетов и девайсов. Так что мы можем говорить о развитии кибернетического организма, состоящего из самого человека и всего набора электронных помощников, существующих в близком симбиозе с ним.

Есть также смелое предположение, что программы ориентированные на развитие человека в отрыве от его гаджетно-девайсного поля также будут иметь место.

Вывод одной строкой:

Технологии развития будут парадоксальными. Даешь внимание ключевым парадоксам.

Для того, чтобы дополнить и усилить данную бета-версию Парадоксометра, вышлите свою запчасть парадоксометра Почтой России, по адресу отдела Недоступных Проблем НИИЧАВО или оставьте комментарий к этой статье.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования