Эссе N42

Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана

28 мая 2014 г.

«Инновационные методы повышения эффективности и снижения затрат при обучении взрослых в системе ДПО»

Современные условия организации труда, взрывной рост технологий привели к тому, что по данным исследований, актуальные прикладные знания в современном мире устаревают в среднем в течение 3—7 лет. Первостепенное значение приобретает умение учиться, постоянно повышать свою квалификацию и менять ее. Задача же тренера в современной образовательной среде — «научить учиться», выделять нужную информацию, структурировать и анализировать ее. Краткосрочное обучение и переподготовка занимают в этом процессе значимое место.

Выделим основные факторы, определяющие требования и особенности организации учебного процесса:

  • образование, направленное на взрослых состоявшихся людей, которые осознают свои потребности в профессиональном развитии, карьерном росте;
  • время, которое компания/обучаемый может выделить на прохождение курсов: нерабочее (вечер или выходные дни) или интенсивное обучение по 8—10 часов в день или, напротив, неспешное, обстоятельное с большим временем на самостоятельные занятия;
  • изменение потребностей самих обучаемых, в том числе, связанные с личностными факторами (интраверты и экстраверты, самоорганизующиеся и разгильдяи).

Основываясь на этом, мы разработали комплекс взаимосвязанных инновационных методик: «вебинар в классе», открытое и очно-заочное обучение.

Дистанционное обучение в формате «вебинар в классе» отличается тем, что обучение проводится путем подключения дистанционных слушателей к занятию, проводимому непосредственно в классе, включая доступ к практическим и лабораторным занятиям. Помимо чисто физического присутствия, больше нет никакой разницы между очным обучением и вебинаром. Вовлечение дистанционных слушателей и контроль их обучения преподаватель осуществляет с использованием аудиосредств; доступа к рабочему столу; контроля действий на лабораторных стендах/оборудовании.

Подобный подход позволяет получить отличный синергетический эффект за счет взаимодействия слушателей с разным опытом и из различных регионов, существенно расширить аудиторию и решить задачи повышения квалификации, как для частных лиц, так и в рамках территориально распределенных корпораций.

Смешанные формы обучения

При проведении краткосрочных курсов частое явление — это наличие в группе людей с разным уровнем предварительной подготовки, интересом к различным профессиональным темам. При занятиях в общей группе это приводит к тому, что либо некоторые темы трудны для восприятия части аудитории, либо, наоборот, не представляют интереса для более подготовленных участников. В обоих случаях это приводит к демотивации обучаемых, и как следствие, к снижению общего уровня усвоения материала.

Открытое обучение — это одновременное обучение в одном классе по фиксированному расписанию (обычно одна неделя по 8 ак. ч. в день или 2 недели по 4 ак. ч. по вечерам) слушателей различных курсов одного направления. Каждый обучаемый/слушатель при этом занимается в своем темпе и индивидуально взаимодействует с преподавателем. В открытом формате:

· все время, положенное по расписанию, в классе и на связи онлайн находится преподаватель;

· обычно на первые одно-два занятия приходят все, получают вводный инструктаж, а затем каждый занимается в своем индивидуальном режиме. Это удобно, если невозможно полностью погрузиться в обучение;

· обучаемый занимается индивидуально: прослушивает запись вебинара, выполняет лабораторные работы, практики, тесты, индивидуально консультируется у преподавателя.

Заметные преимущества такого формата - гибкая организация учебного пространства, подвижный состав групп, свободный выбор слушателями видов и способов учебной работы, более стабильное и персонализированное расписание.

Очно-заочный формат предполагает спокойный темп изучения материала с большой долей самостоятельной составляющей. Объем очных занятий с преподавателем составляет 40—50%, промежутки между занятиями в классе оставляют 1—2 недели. В это время слушатели изучают материал, основываясь на установках, которые преподаватель дает в классе. В классе же слушатели выполняют групповые задания, разбирают сложные вопросы вместе с преподавателем.

Такой подход дает возможность слушателю самостоятельно выстроить удобный график обучения и в то же время дисциплинирует, благодаря регулярным очным сессиям в классе.

Таким образом, слушатель может самостоятельно выстроить и удобный график обучения, и дисциплинировать себя, благодаря регулярным очным сессиям в классе. Очно-заочный формат позволяет выстроить долгосрочные программы профессиональной переподготовки, рассчитанные на 4—8 месяцев, с минимальным отрывом от работы.

Предоставляя различные форматы обучения, мы обеспечили:

  • обучаемым: экономию времени и средств на поездки до 50%; возможность занятий у лучших преподавателей, независимо от места жительства, комфортный режим обучения; возможность повторения и многократного использования учебных материалов;
  • компаниям: снижение затрат на переподготовку персонала на 15—30%, распространение современных технологий в максимально широкой производственной среде; минимальное отвлечение сотрудников от производства.

Преимущества широкого выбора «как учиться» обеспечили широкую популярность новых форматов:

· доля обучаемых в режиме вебинара и открытого обучения менее чем за 3 года превысила 10% от общего числа слушателей на краткосрочных курсах повышения профессиональной квалификации;

· с использованием новой методики обучение проводится более чем на 500 курсах. Общее количество слушателей по новым методикам превысило 10000 человек в течение 2 лет;

· география обучения охватывает всю территорию Российской Федерации, а также зарубежные страны — от США до Новой Зеландии.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования