Эссе N43

Институт Коучинга
28 мая 2014 г.

Семь мыслей о развитии взрослых в 21 веке


Это эссе является плодом коллективного обсуждения сотрудников компании N. Мы представляем вашему вниманию семь ключевых коротких тезисов. Спасибо «Амплуа» за то, что подвигли нас подробно поговорить о трендах и тенденциях и яснее их сформулировать для себя!

1. «Классическое» обучение осталось в XX веке в индустриальной эпохе. Стоит говорить не об обучении, а о тех средствах, которые будут применяться для развития взрослого человека. Мы считаем, что будут развиваться те средства, которые уже есть, например, коучинг, и при этом будут трансформироваться и точно будут рождаться новые средства, которые будут отвечать требованиям времени, и мы даже не можем предвидеть, что это будет. Может, это будут чипы в мозг с зашиваемой информацией, а может, это будут какие-то пространства или машины, в которые человек входит и там в нем происходят какие-то изменения, которые ему создают другое поведение..... И учитель будет заниматься «прямой передачей» и «развиватели» будут такими, в присутствии которых что-то будет происходить с другими.

2. Вызов времени для руководителей — быть способными к быстрому изменению. Быстро решать комплексные сложные задачи в условиях неопределенности и справляться со стрессом от неопределенности, высочайшая адаптивность. Вызов требует большого объема внимания и глубины одновременно. То есть нужно замечать и учитывать одновременно и глубоко кучу вещей сразу.

В целом, во всех отраслях комплексность стала основной тенденцией, осталось мало таких профессий, где процесс идет линейно. Большинство специальностей сейчас требуют системного подхода и комплексности в работе.

Можно ли этому научить? Вряд ли. Передать можно ориентиры, направления, модели и с помощью специальных процессов создать точечный опыт, сгенерировать определенные состояния, в которых сформируется позиция, их которой руководитель сможет проявить эти способности в практику. Это требует перехода из тренингового цикла «рассказ-показ-тренировка-анализ» в создание процессов, создающих условия для проявления тех или иных состояний, формирования позиции. Генерация состояний становится предметом тренинга. Одновременно этот вызов требует еще больше внимания развитию так называемых «мягких» способностей. Развитие компетенций, связанных с управлением отношениями, с управлением собой.

3. Обязательно будут стыковаться, взаимопроникать разные форматы: он-лайновое и офф-лайновое, вертикальное и горизонтальное, корпоративное и открытое, индивидуальное и групповое, узкоспециализированное и мировоззренческое, в решении задач конкретных компаний и с полным отключением от них.

4. В России все может развиваться в нескольких «полярных» тенденциях: инновационное и традиционное, западное и восточное, ориентированное на развитие индивидуальности и на развитие общности, принадлежности.

5. Непрерывное образование. Человек никогда не выходит из роли Ученика, важно всегда держать в фокусе развитие. Ты не можешь быть законченным менеджером, можешь быть только законченным дураком! Количество профессий, которые человек за жизнь осваивает, увеличится. У вас сейчас 2 или 3 профессии, а будет 10—15.

6. Развитие взрослых людей — это вообще профессия XXI века. Нужно будет учиться парадоксально быстро развиваться. Изменение роли Учителя. Личные учителя у великих людей. Ты много времени проводишь с человеком и должен быть предельно открыт с ним и искренен. Если шире смотреть, то учительство, функция его совершенно меняется, и в школе, и вообще, оно становится не источником знаний, то есть, учитель перестает быть источником знаний, он становится проводником. Для учителя важно много всего уметь, но просто уметь — этого мало, нужно постоянно эволюционировать. И нужно будет учить, как эволюционировать. Он через свое присутствие создает у человека не знание, как основу, а способности наращивает. От тренера, от учителя требуется не прочитать, а потом красиво разложить по полочкам, а через эффект присутствия раскрыть способности. Еще одна функция учителя — это развитие нескольких разумностей в параллели.

7. И еще несколько важных трендов, которые непременно повлияют и на содержание и на форматы развития людей:

Задачи мультикультурного взаимодейстивя станут еще более острыми, на каких-то позициях будут китайцы, на каких-то европейцы. Надо помогать этим людям договариваться.

Конвейер уходит в автоматизацию, а ручное производство становится искусством. Кастомизация, все решения индивидуальны, все услуги, каждый ботинок, который делается, — это уникальная вещь. Или конвейер, на котором роботы.

Также сейчас очень большое значение приобретает качество коммуникации. Она становится все более короткой и уходит в он-лайн. Как же передать все то, что мы передаем в личном общении, целостно — слово, эмоцию, энергию — в таком формате? Как получать обратную связь? Немножко нам помогают смайлики, но это только первый шаг.

Вот наши основные мысли. Будем рады обсуждению предложенных нами тезисов!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования