Эссе N44

Teamlab 5F
28 мая 2014 г.

Уже давно не секрет, что 21 век — это век высоких технологий в обучении. Обучение в интернет-пространстве, видео-лекции, создание игровых платформ, симулирующих реальные бизнес-процессы, интерактивные курсы с неограниченным доступом слушателей. Эти потрясающие явления, еще лет 5—7 назад, казавшиеся футуристическим чудом теперь становятся нормой не только сферы университетского образования, но и рынка бизнес-обучения.

В то же время, наряду с возрастающим количеством новых технологий и инструментов обучения детей и взрослых, усиливается и интерес ко всему, что связано с функционированием психики человека, к тому по каким законам выстраивается человеческое поведение и общение. Познание базовых основ психологии человека и построение верной коммуникации стало актуальным как для осознанных родителей, так и для руководителей.

В данном эссе мы хотим затронуть именно проблематику, связанную с этими двумя вызовами и запросами человека (речь идет как о российском, так и западном сообществе) 21 века. Быть компетентным в области технологий и психологии — это, на наш взгляд, первейшие тенденции, обуславливающие изменение формата и содержания обучения в новую эпоху.

Высокие технологии помогают легко поддерживать коммуникацию на расстоянии, отправлять и получать мгновенно электронные письма, общаться по скайпу и осуществлять видео-конференции с большим количеством участников. Но ни одна технология сама по себе не решает вопросов, связанных с необходимостью понять мотивы другого человека, договориться о чем-либо, найти общие интересы или выстроить совместно стратегию компании. Известно, чем более развита организация, тем острее в ней встают вопросы коммуникации людеймежду собой.

Если идти от практики, то большая часть запросов в организациях, связанных с обучением взрослых людей, направлена на то, чтобы помочь сотрудникам освоить навыки работы в команде, умение понимать мотивы собственного поведения и поступков других людей. Руководители разного уровня и рядовые сотрудники компании чувствуют и транслируют все возрастающую необходимость обладания базовыми психологическими знаниями. Одни учатся коучинговому подходу в развитии своих подчиненных, другие умению определить тип личности человека, опираясь, например, на типологию MBTI, третьи тому каким образом понимать свои эмоции и уметь их адекватно выражать.

Если отойти в сторону от бизнес-сообщества и обратиться, например, в область детско-родительского взаимодействия, что тоже часто волнует участников тренинговых программ, то и здесь будет не меньше, а то и больше запросов напрямую связанных с развитием компетентности в психологии человека.

И в качестве еще одного примера можно взять всевозможные программы личностного развития, духовного роста, поиска смысла своей жизни, ценностей и умения управлять своей энергией. Желание научиться молчать и медитировать для многих является абсолютно нормальным, таким же, как научиться говорить на другом языке или освоить вождение автомобиля. Возвращаясь к теме бизнеса можно взять примеры ряда компаний, где проходят группы медитации и йоги для сотрудников, то есть потребности духовные начинают или продолжают быть важной частью жизни современного человека. Если ранее для большей массы людей для объяснения мира было достаточно религии, то теперь все больший интерес и внимание есть к области самопознания, самопонимания и самосовершенствования.

Есть ощущение, что российское и западное общество стремительными шагами хочет компенсировать что-то недополученное, непроговоренное в детстве.

Так чему же учить в 21 веке? На наш взгляд, самое важное это учить принятию, уважению во всех его смыслах. Принятие, как мы знаем, не есть согласие. Принятие означает, прежде всего,услышать, увидеть картинку другой стороны, различить за внешними словами и действиями истинные причины и постараться их понять. Принятие развивается исключительно через опыт проживания различных конфликтных ситуаций, через совместную деятельность.

Мы далеки от мысли, что подобный навык решит все мировые вопросы, но в то же время чем выше будет совокупная компетентность людей слышать друг друга и вести диалог, ориентируясь на общие интересы, тем качественно выше будет уровень решения сложнейших вопросов на микро- и макроуровнях.

За умением принимать стоит целый комплекс навыков. Это и понимание себя, и умение слышать себя и принятие своих особенностей как физических, так и личностных, это и умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение справляться со своими страхами и тревогами. Это же и ориентация на совместное созидание в противовес разрушению.

Ну а если перейти к конкретике, как же этому обучать? Ответ снова на поверхности практической жизни. Если сейчас в программе обязательного образования во всех странах математика, родной язык и история, то отчего бы не добавить в качестве обязательной программы уроки самопознания, проекты, позволяющие больше погружаться в мир психологии, в мир особенностей человеческого поведения, установок, потребностей, умения распознавать манипуляции, мир повышения осознанности.

При нарастающей глобализации всех процессов растет и необходимость межкультурных коммуникаций, освоения иностранных языков. Человеку будущего для создания этого успешного будущего и его поддержания важно уметь объясниться со своими зарубежными коллегами, поэтому создание эффективных систем и технологий, позволяющих быстро овладевать языками, выходит также на передний план. При этом снова хотим подчеркнуть важность баланса между компьютерными технологиями и живым контактом в этом процессе. Известно, что если от рождения вам не повезло быть билингвой, то быстрее всего другой язык осваивается через языковое погружение в среду или же через постоянное общение с носителями языка. И такая тенденция существует достаточно давно: общение по интересам на иностранном языке, стажировка в другой стране и так далее. Да, и здесь можно обозначить еще одну тенденцию-запрос общества: обмен знаниями, передача знаний напрямую друг другу, когда каждый человек, являющийся экспертом в определенной области, может помочь другому его освоить.

В связи с этим становится мало заповеди «учись учиться», но и «учись учить». Все больше компаний обращаются в тренинговые и консалтинговые организации для того, чтобы создать свою собственную саморазвивающуюся систему передачи знаний и опыта, для того, чтобы люди умели адекватно выражать свои мысли, составлять программы и делиться ими с вновь пришедшими сотрудниками и для того, чтобы накопленные ноу-хау организации сохранялись и приумножались.

Мы не беремся предсказать будущее, но оно уже совсем рядом: самообучающая организация, дающая своим сотрудникам проявлять инициативу в развитии и себя и бизнеса.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования