Эссе N45

Talent Q Pro
28 мая 2014 г.

21 век — это сегодня, это не фантастика и не абстракция. Уже сейчас можно наблюдать тенденции, и описывать их.

Первая тенденция. Самая Яркая. Самостоятельность и адаптивность. Вы хотите сказать «чему и как человек будет обучатьСЯ»?!

Очень нравится приставка САМО- обучение, развитие, определение. Мы сами выбираем, чему обучаться: вокруг миллион возможностей! Мы сами выбираем, как обучаться. Это индивидуальный образовательный тренд:

· Индивидуальная скорость обучения. Каждый учится по мере своих способностей и возможностей.

· Возможность создать собственную гибкую программу обучения. Можно учиться чему хочешь.

· Индивидуальный график обучения.

· Самомотивация. Учимся, потому что хотим этого. Нам это интересно, или действительно нужно.

Даже дети сейчас учатся сами. Школьные отметки и требования важны только в контексте построения среднестатистической «офисной» карьеры. Дети учатся быстро, учатся на практике, как взрослые, закрепляя свои успехи статусом, признанием, даже деньгами. Они хотят быть уникальными, чтобы создать уникальный продукт, уникальное решение.

Изменится ли то, чему люди будут обучаться? Как и раньше, люди будут обучаться ВСЕМУ. Но даже в большей степени. Мы выходим из эры стандартизации и унификации. Мы не радуемся единообразию и упорядоченности. Они рутинны и бюрократичны. Мы хотим Свободы и Царства индивидуальности. Мы ищем творчества и креативности. Их можно найти в простых вещах, которыми занимались наши деды и прадеды — рисовании, созерцании природы, стихах. Паровозик из Ромашково сошел с рельсов и увидел мир иначе. Ученики Гарвардской бизнес-школы вяжут и вышивают. Мир сошел с ума? Нет, непривычный взгляд на жизнь может дать нам новые идеи. Учимся сходить с рельсов.

Вторая тенденция. Доступность. Всемирная паутина открыла доступ к знаниям и новым формам обучения, мы можем собирать многомиллионные аудитории и поглощать миллионы единиц информации.

Идеально? К сожалению, нет.

· Мы перегружены информацией. Приветствуется «широта», мало глубины — вечный серфинг по морям информации. Может научиться останавливаться и видеть детали?

· Изменилась роль учителя. Каждый может быть не только учеником, но и учителем. Каждый хочет передавать свои знания. Много истин. Каждый может поправить статью в Wikipedia.

· Знание не всегда можно потрогать руками. В большинстве случаев оно не имеет прикладного значения, мы не можем проверить. Мы не всегда ему доверяем.

С одной стороны, Свобода задает безграничные пространства в выборе методов и содержаний. С другой стороны, становится все сложнее выстроить приоритеты в получении знаний, которых под рукой великое множество и доступны они за секунду. Навык расстановки приоритетов, не позволяющий увлечься великим множеством источников информации, как и прежде, требует прицельного обучения. Как расставить приоритеты? Осознать Цель. Ведь Цель жизни все равно для многих остается скорее понятием философским, чем прикладным.

Таким образом, мы подошли к третьей и центральной тенденции — Целеполагание. Именно в этом контексте растет значимость роли работодателя в обучении.
У организации всегда есть конкретные цели и ценности, и тем самым она может задавать стратегический вектор для развития сотрудников. Основываясь на сопоставлении данных между результативностью сотрудников и их личностным потенциалом, организация понимает и выбирает, какие знания и навыки нужно наращивать сотрудникам, тем самым определяя для сотрудника приоритеты в развитии.

В случае, если сотрудник четко осознает свои цели, мотивирован и планирует развиваться в созвучии с корпоративными целями, ему остается сфокусироваться на глубокой проработке областей для развития, а организации последовательно применить полученные знания и навыки.

В случае, если цели сотрудников расходятся с целями организации или у сотрудников нет целевой системы координат, тогда организация имеет определенные сложности, так как менторское определение приоритетов со стороны организации может восприниматься сегодняшними свободолюбивыми сотрудниками, как насилие, неготовность признавать их индивидуальность. И тогда точкой отсчета любых программ развития должна быть программа по Целеполаганию, по Постановке и уточнению Целей.

Конечно, здесь мы неизбежно столкнемся с необходимостью понимания и принятия личных целей сотрудников, оценке их творческой составляющей, выполнения требований в предоставлении им определенной свободы и индивидуальной траектории, предоставления адаптивных программ обучения, широкого разнообразия форм и методов, от коктейлей и бизнес-завтраков, вебформатов и социальных сетей до традиционных очных тренинговых и вузовских программ.
Организации, которые хотят быть впереди, вынуждены адаптироваться и решать более амбициозные задачи в сфере обучения. Тема развития сотрудников всегда на первом плане.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования