Эссе N47

Академия бизнеса EY
28 мая 2014 г.

12 часов дня. Наталья сидит перед компьютером за столом, рядом урчит кот, в руке — чашка с ароматным кофе, на ней — любимые джинсы и майка. На экране — 5 окон, в которых она видит членов своей проектной команды: Василий из Москвы, Рон из Чикаго, Чен из Малайзии, Марта из Великобритании и Питер из Нидерландов. Вот уже более часа члены команды не могут договориться о сроках и процедуре запуска рекламной компании в 5-ти регионах, и Наталье становится понятно, что запланированный в обеденное время урок йоги, скорее всего, уже не состоится... Как помочь всем договориться, учесть все точки зрения и интересы и при этом запустить кампанию согласно графику? Ответа на это у Натальи пока нет...

Согласно прогнозам футурологов, понятия работа, офис, карьера, команда через 5—7 лет уже будут наполнены новыми смыслами, так как контекст и внешняя среда бизнеса изменятся до неузнаваемости. Эти изменения происходят и заметны уже сейчас: многие компании ввели в практику работу из дома, свободный график, встречи происходят в виртуальном пространстве, обучение происходит дистанционно, коучинг происходит по Skype. И таких примеров множество. Новые вызовы требуют и других форматов, и наполнения обучения. Само понятие «обучение», с нашей точки зрения, также трансформируется, и уже сейчас подразумевает в бОльшей степени «развитие», а не «научение».

Происходящие изменения определяют 3 основные тенденции в наполнении обучения:

1. Гармоничное развитие IQ, EQ и Insight IQ (способность делать правильные выводы на основании больших объемов данных).Согласно исследованию CEB Learning&Development Council, менее 40% сотрудников обладают развитыми способностями превращать данные в инсайты. Поэтому в дополнение к достаточно глубоко проработанным темам профессиональных и технических знаний, навыкам и знаниям в области эмоционального интеллекта, индустрия обучения и развития должна будет предложить эффективные решения и методики развития Insight IQ.

2. Развитие сотрудничества и доверия в командах. Смещение фокуса с измерения и оценки индивидуальных достижений к оценке эффективности командного результата требует от руководителей и сотрудников принципиально другого менталитета, ориентированного на сотрудничество, синергию, принятие и поддержку многообразия (diversity) в стиле работы, вероисповедании, культуре, личностном своеобразии и т. д. Смена парадигмы мышления-вторая задача, решать которую уже сегодня необходимо бизнесу. Как управлять межкультурными коммуникациями Наталье, как сфокусировать команду на единую цель, как договориться всем игрокам команды в режиме общего принятия, поддержки и вовлечь всех в исполнение? Эти навыки нужны Наталье уже сегодня.

3. Развитие адаптивности и гибкости(agility). В идеале на всех уровнях и в первую очередь у лидеров. Многие уверены, что человека трудно изменить, и чем человек старше, тем еще более сложной становится эта задача. Мы верим в то, что на самом деле это не так: каждый может измениться, если захочет, просто работа должна будет происходить на более глубоком уровне. Не на уровне поведения и способностей, а на уровне ценностей, потребностей и установок. И делать это абсолютно необходимо, так как по сути каждый сотрудник приносит и привносит в работу все, чем он живет «внутри»: свои убеждения, истории, опыт, тревоги, переживания, радости и главную свою потребность - быть счастливым. Всегда - дома, на работе, в хобби — в каждом живет и пульсирует эта потребность, если она не реализована. Поэтому необходима тонкая работа в коучинговом стиле с руководителями, лидерами, а желательно, и со всеми сотрудниками, по обретению смыслов, сшивке своих целей и ценностей с ценностями компании. И в результате развитие гибкости и адаптивного мышления будет более посильной задачей.


Быстро меняющийся мир диктует свои правила не только по содержанию обучения, но по его формату.Что касается вопроса, как обучать человека в 21 веке, мы бы выделили следующие тенденции:

- Быстрое обучение точечным навыкам или решениям(bite-sizelearning). Бизнес требует от специалистов по обучению коротких по продолжительности сессий, с четкими алгоритмами или шаблонами решений (как в Google — краткие ответы на поставленные вопросы).

- Повсеместное введение геймификации. С учетом того, что поколение Y будет превалировать на рынке труда, «digital» поколение вносит свое ожидание от форматов. Процесс обучения должен быть интересным, интригующим, ярким, динамичным и соревновательным, и, само собой, обучение должно быть мобильным.

- Все форматы обучения будут строиться на принципах обучения взрослых, с элементами фасилитации и коучинга. Тем самым активизируя рефлексивные процессы, подключая ценностные и индивидуальные мотиваторы и повышая вовлеченность и ответственность за результаты обучения.

... Наталья просит сделать 15-минутный перерыв, открывает в новом окне 10-минутный игровой дистанционный модуль «Вовлечение гномов в поиск клада Белоснежкой» из блока «Управление командой и конфликтами» и погружается в это приключение, зная, что по его завершении она сможет откорректировать процесс и помочь команде договориться так, чтобы каждый вернулся к работе с огоньком в глазах и с признанием в сердце.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования