Эссе N48

компания "Тренинг-Бутик"
28 мая 2014 г.

Неизбежность развития

Тренды

Обучение: от Рассвета до Заката

Обучение станет перманентным процессом жизни. С первых дней существования и до глубокой старости. Обучающий процесс станет сродни пищеварительному: человечество будет переваривать тонны обучающих продуктов и выводить из себя токсины устаревших знаний.

Индустрия обучения и образования станет глобальной и всепроникающей.

Нам будет чем заняться.

Смена профессии раз в десять лет

Люди будут менять профессии приблизительно раз в десятилетие. В связи с этим остро встанет проблема капитализации знаний: ты начинаешь с чистого листа? или ты вынужден каждый раз двигаться по касательной, то есть меняя профессию на близкую и смежную? или все же ты можешь капитализировать все то, что наработал, в сферу, далекую от твоей прежней?

В последнем случае возникает проблема обучения процессу капитализации и переноса компетенций. Как научиться не сжигать мосты каждый раз, как ты сменил деятельность? Как переоформлять свой предыдущий опыт и знания в полезную руду для новой деятельности? Обеспечение такого перехода - новая задача для образовательного сообщества.

Образование для взрослых и очень взрослых

Уже появилось понятие «новой зрелости»: люди за 60 - прожившие свой «первый круг жизни», добившиеся социального и материального успеха, благодаря современному здравоохранению и новой философии жизни, — по-прежнему молоды и готовы «пройти еще одну дистанцию». Обучение для людей новой зрелости будет включать в себя креативные кластеры (обучение разнообразным творческим деятельностям); экологические кластеры (здоровый образ жизни, диетология, географические регионы здоровья); коммуникативные кластеры (поиск и общение с себе подобными) etcetera.

Обучение для юных и очень юных

С ростом сетевых форм деятельности поколения предпринимателей будут стремительно молодеть: уже сегодня известны случаи заработка первого миллиона в четырнадцать лет. Вхождение молодых да ранних во взрослую деловую жизнь будет обеспечиваться особыми формами обучения (скорее всего, дистантными). «Деловая социализация» — курсы для тех, «кому за десять».

Формы

Тотальная геймификация

Игровые формы обучения заполонят рынок. Через них повысится значение моделирования в обучении и образовании. Моделирования будущего, деятельности, коммуникативных стратегий и пр. Игры станут механизмом порождения новых знаний и нового опыта. Каждый второй станет членом какого-нибудь игрового образовательного сообщества.

Пишем об этом с тревогой: не заиграться бы.

Маятник «Живое — Виртуальное»

Огромная часть обучения уйдет в разнообразные дистанционные формы. Это понятно.

Но в это же время будет усиливаться ценность и цена живых (глаза в глаза) коммуникативных форм обучения. Площадки живого обучения будут цениться, как ценится сегодня hand‑made. Дорогой винтаж.

Содержание

Аксиология. Передний край.

Образованию в будущем окончательно перейдет ряд функций государства и религии: работа с ценностями и этическими установками станет важнейшим образовательным профилем: от ценностей социально‑политического порядка (ценности гражданского общества, толерантности, кросскультурности, политкорректности) до базовых онтологических ценностей (новый набор десяти заповедей).

Визуальная семиотика

Визуализация и графическая символизация как особое направление в образовании.

Человеческая мысль будет упаковываться в плотные визуальные ряды; значение слов и буковок будет, увы, стремительно падать. Обучение визуализации станет тотальным. Не говори, просто изобрази!

Лоцманы в море информации

Огромные анклавы человеческих знаний и опыта перетекут в глобальную сеть. Информационно-архивная навигация станет необходимой системной компетенцией. Ей нужно будет обучаться специально, так как речь будет идти не только о том, как найти и как распорядиться найденным; но и как избегать лишнего. Информационная экология (не знать лишнего, не натыкаться на информационный мусор, не отравляться токсинами ненужных знаний) станет частью этого кластера.

Ориентализм как особое направление

Китай набирает обороты. Он в центре внимания к Востоку в целом. Значение Востока как источника нового образа и философии жизни будет возрастать. Обучение восточным языкам (в первую очередь, китайскому), восточным практикам, традициям жизни и деятельности станет отдельной ветвью в образовании.

Учителя

Новая жизнь опыта

Эпоха просвещения закончилась. Знания отдаются на откуп глобальным информационным системам. Учитель как хранитель священного знания уходит в прошлое. А вот уникальный человеческий опыт вновь заявляет о себе. Люди опыта против людей знания. Побеждают первые.

От источника знаний к коммуникативному оператору

Еще одна набирающая скорость позиция — коммуникативный оператор: тот, кто помогает сложить оптимальную коммуникативную композицию. Чтобы люди максимально становились друг для друга открытыми ресурсами. Обучающаяся группа — как единый источник информации, знаний, опыта; просто отдельных интеллектуальных инсайтов друг для друга. Компетенции коммуникативного оператора особые: компетенции по созданию образовательной среды «здесь и сейчас».

Скучно не будет.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования