Эссе N52

Юлия Богданова
29 мая 2014 г.

В эссе я хочу обозначить опорные пункты для выбора направления обучения в определенном горизонте времени. Своими мыслями я хотела бы сподвигнуть Вас на размышления о том, чему и как Вы хотите учиться, какие возможности для этого есть, что актуально сейчас, что дает вам среда, а что вы можете сами.

Ограниченная объемом эссе, я буду ссылаться на источники, повлиявшие на мое видение там, где это уместно. Но в большинстве случаев, буду излагать свои выводы, сделанные благодаря им. Вы можете довериться мне или поразмышлять на тему самостоятельно, это и станет вашим результатом после прочтения.

Для начала предлагаю ответить на вопросы «Зачем?», «Ради чего стоит учиться?», «Что мне это даст?». Эти вопросы помогут в выборе направления и построении процесса обучения как отдельно взятому человеку, так и компании. Поняв это, структурируешь диапазон возможностей и направлений обучения. Итак, Ваше обучение может быть нужно Вам самому или Вашей среде. Под средой я понимаю личное пространство: друзей, семью, хобби, а также бизнес-пространство: коллег, работодателя, профессиональную сферу.

При высокой внутренней мотивации на развитие, Вы используете любую возможность обучения. В этом случае не актуально отвечать на вопросы «Чему учить?» и «Как?». Мне кажется, важнее показать риски. Использование большого количества источников и способов получения знаний может привести к набору хаотичной неструктурированной информации в голове. Это добавляет Вам экспертизы и эрудированности, но не всегда дает понимание, где и как применить знания. В крайнем проявлении голова может напоминать старый чердак, на котором все нужно и важно, но неизвестно, что, где лежит, и как это достать. А когда нашел, понимаешь, что не можешь применить. Вспоминаю историю подруги о том, как она купила машину через несколько лет после сдачи на права и, получив ключи, в растерянности вспоминала, как тронуться с места. Вспомните Ваши примеры из самых разных сфер жизни и ситуации, когда Вы «откладывали новое знание или умение на чердак», а потом не могли применить его в случае необходимости.

Самый простой способ не «захламлять чердак» — это ответить на 3 вопроса: «Зачем мне это?», «Что в итоге?», «Как?». Чтобы предвидеть риски и помочь себе, задайте вопрос «Что может помешать?», «Какие ресурсы нужны?», «Какие варианты их получить существуют?». Интересно, что ответив на первые 2 вопроса, получаешь подсказку на вопрос «Как?» и на все остальные вопросы. Обозначу ключевые результаты обучения: понять что-то в целом; понять или узнать что-то о себе; научиться применять.

Не зря говорят, что эрудит хранит знания, а умный умеет их использовать. Лучше, когда эти качества, ум и эрудиция, сочетаются. Для этого учитесь переводить информацию в знания, делайте ее своей. В этом поможет простая логика, а также все, что связано с развитием системного мышления: изучение свойств систем, характера связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей, умение замечать это в жизни, развитие навыков осмысления, умение делать выводы, применение принципов и методов целостного понимания.

Вернемся к влиянию среды. Под средой я понимаю, все, что касается Вашего окружения в ближнем и дальнем круге. Все сводится к тому, влияете ли Вы на среду или среда влияет на Вас. В ситуации, когда нет взаимного влияния, либо это не Ваша среда, либо Вы заблуждаетесь. Влияние внутри среды не может отсутствовать. Даже если пчела не собирает пыльцу, а просто села на цветок, опыление происходит. Если что-то попало в Вашу среду, оно в любом случае влияет на Вас, а Вы на него. Степень и форма влияния может быть разной.

Итак, либо Вы меняете среду или она меняет Вас. Таким образом, обучение при взаимодействии со средой становится актуальным в период изменений. Изменения проходят в эволюционном или революционном формате. За классическим определением революционной ситуации обратимся к В. И. Ленину, «верхи не могут править по старому, низы не хотят жить по старому, недовольство народных масс». А по мнению Жана Батиста Ламарка, пионера биологии, эволюция и прогресс, покоятся на четырех основаниях: умении концентрироваться на поставленной цели, приспосабливаться, существенно меняться в случае необходимости и сохранять память о прошлом. Эффективное взаимодействие со средой и ее представителями в период изменений основано на тех же принципах.

Ключевой предпосылкой изменений является наличие проблемы. От участников изменений требуется умение видеть и признавать эту проблему, анализировать ее потенциал, создавать убедительный образ будущего, умение справляться с «политическими» трудностями и конструктивно взаимодействовать в конфликтах, умение регулировать свои эмоции, извлекать уроки из собственного опыта.

Определите, кто Вы в процессе изменений, и выберите, какой подход вам ближе. Поймите, хотите ли Вы управлять изменениями или быть их объектом, тогда и поймете, какое направление обучения выбрать.

Обозначим влияние бизнес-среды. Бизнес обучает людей, опираясь на свои потребности, в настоящем и будущем. Если вы сотрудник компании, в которой проработаны стратегические цели и пути достижения, и ценности компании пересекаются с вашими личными ценностями — Вам крупно повезло. В ином случае сопоставьте свои цели с целями компании. Ищите ответы на вопрос о том, что Вам могут дать предложения компании по обучению. В любом случае, выбрать направление обучения и понять, как использовать ресурс компании поможет ряд вопросов. Какова Ваша роль в компании? Ради чего введена Ваша должность и Ваш функционал? В каких процессах Вы участвуете? Кто Ваши внутренние и внешние клиенты? Что потеряет компания, если не будет Вашей должности или функционала? Какие знания умения и навыки, а также личные качества и способности обязательны, а какие полезны на вашей должности? По каким критериям Вас оценивают внутренние и внешние клиенты? Что является результатом Вашей работы для компании, подразделения? Какие планы развития есть в компании, как это связано с Вашим функционалом? Что приобретет компания в результате Вашего обучения. Ответив на вопросы, поймете ожидания компании, от которых можно оттолкнуться в выборе направления и обоснования обучения, сформировать ваши ожидания к действующим в компании программам.

Вам поможет описание профиля типового рабочего места, должностная инструкция, понимание, в каких процессах вы участвуете, обратная связь руководителя, в том числе в рамках различных формализованных процедур оценки. Пригодится любая другая обратная связь, активное участие в собраниях и совещаниях, полученная любым доступным и законным способом информация о событиях в компании. Все это даст возможность быть в одном информационном поле с бизнес-средой, замечать и прогнозировать происходящие изменения, и вовремя реагировать на них.

Мы ответили на вопрос с чего начать, если хочешь понять, чему и как учиться.

Если же говорить об обучении в 21 веке, можно пойти практичным путем и спрогнозировать ситуацию в горизонте 3—5 лет, как это делают крупные компании. Хорошие основания для выводов дают результаты исследования, приведенные в статье «Новое поколение россиян мечтает о твердой руке» в газете «Ведомости» от 22.05.2014. Если заинтересовались, прочитайте.

Далее можем пофантазировать о далеком будущем и том, что нас ждет в 2100 году. Создать красочную и детальную картинку помогут книги и фильмы. Из последних повлиявших на меня — сериал «Черное зеркало» о том как современные технологии формируют ценности человека и общества, к чему это приводит; цикл из научно-фантастических романов и рассказов «Вселенная Основания» Айзека Азимова, который охватывает историю человечества на протяжении более 20 000 лет.

Они помогли мне осознать следующее. Для того, чтобы нас не победил искусственный разум, нужно вкладываться в развитие собственного разума, в понимание и раскрытие своих эмоций. Воспользуюсь цитатой Дж. Колризера из книги «Спасти заложника»: «В природе то, что не растет, атрофируется. Мы также можем или развиваться, или приходить в упадок. Третьего не дано. Сказанное справедливо и в отношении ума». Испанский философ Хосе Антонио Марина в книге «Поверженный разум. Теория и практика глупости» размышляет на тему ловушек разума, приводя ряд исторических примеров и заблуждений, изменивших историю и человеческую жизнь. Можно сказать, что изучение истории, философии и литературы, интерес к наукам также помогают найти ответ на вопрос «Чему и как учиться в 21 веке?». Помогайте себе и другим учиться всю жизнь.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования