Эссе N53

Компания STI. Ольга Полтинина, руководитель отдела продаж.
29 мая 2014 г.

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель,

это указать дорожки.

Олдингтон Р.

Об обучении сейчас говорить и актуально, и модно. «Проблемой» нахождения своего места под солнцем охвачены все «от мала до велика». Каждый родитель озабочен тем, где, как и чему будет учиться или уже учится его ребенок. Отрадно, что тема развития и обучения привлекает все большее внимание представителей бизнес-сообщества.

В то время как в крупных западных компаниях присутствует Культура обучения персонала и понимание, что не развивать сотрудников нельзя, в российском бизнесе к этому пока пришли лишь наиболее продвинутые, почувствовавшие на себе прямую связь между уровнем обученности персонала и результативностью деятельности компании. Но жизнь не стоит на месте, и мы являемся свидетелями серьезных перемен буквально во всех областях окружающей нас реальности.

Я попытаюсь аккумулировать свои собственные наблюдения и порассуждать на тему выявленных тенденций, потому как запросы на обучение будущего явно должны «вытекать» из новых тенденций той самой окружающей нас реальности.

Итак, что же происходит вокруг нас.

Во-первых, увеличивается жизненный темп; попросту говоря, жизнь «ускоряется», и мы ускоряемся вместе с ней. Задачи, на решение которых когда-то «выделялся» месяц, теперь должны быть решены за неделю. И, что самое удивительное — решаются! J Порой нам хочется «притормозить» — «остановись, мгновенье, ты прекрасно», но, увы...

Эта «гонка» отражается и на сфере образования. Если нашим бабушкам и дедушкам (да, и родителям тоже) важно было один раз в жизни получить ВЫСШЕЕ образование, и этого было достаточно, чтобы считать себя уважаемым и образованным человеком и, к слову сказать, достойно жить, сейчас приходится учиться постоянно, чтобы быть «в тренде». Так сказать, «постоянно крутить педали велосипеда, чтобы не упасть». Из этого напрашивается первый вывод — людям необходимо уметь быстро подстраиваться под внешний изменчивый мир (если, конечно, нет мега-амбиций — «пусть лучше он прогнется под нас»). То есть людей нужно учить гибкости и адаптивности.

Во-вторых, с каждым днем «понятного» вокруг становится все меньше, а «непонятного» — все больше, — растет уровень неопределенности. В далеком прошлом остались времена, когда зима в Москве всегда была холодная и снежная, лето — теплым, фруктовое мороженое стоило 7 копеек, а бессменный Леонид Ильич вещал о близкой победе коммунизма. Дети мечтали о профессии космонавта, доктора, учителя. И ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО и прогнозируемо на долгие годы вперед. Теперь можно ставить под сомнение буквально каждый пункт из перечисленного, начиная от политики государства и заканчивая ценами на мороженое. Неопределенность касается и бизнес-среды в целом и частной жизни каждого. Большинство людей это нервирует и дестабилизирует, и с этим нужно уметь справляться. Соответственно, второй вывод, который я хотела бы сделать, — люди должны учиться более толерантно относиться к неопределенности.

Третья важная тенденция и потребность — это необходимость выстраивать коммуникации во всех направлениях. Я бы это назвала «3D-networking», причем, и в глобальном, и в локальном смысле. Нередки случаи, когда добрые отношения с соседом по даче могут помочь решить рабочую проблему, а случайный попутчик в бизнес-поездке выручит тем, что поделится опытом воспитания ребенка. Никто не знает, где и когда пригодится то или иное знакомство. При этом одним людям легко удается «везде иметь связи», а кого-то этому нужно учить.

Четвертую тенденцию в образе жизни людей 21 века я бы назвала «жизнь набегу». Утром мы спешим на работу, вечером — с работы. Днем нас ожидает череда событий — переговоры, звонки, конференции, совещания... Мы «набегу» обедаем; поздравляем друзей с праздниками; перезваниваемся с близкими; контролируем ребенка, сделаны ли уроки; записываемся на прием к доктору; беспокоимся о самочувствии родителей; бронируем отели и билеты для будущего отпуска и т. д. А как иначе?! Ведь все нужно успеть, а в сутках всего 24 часа. Современные гаджеты, безусловно, дают, как таковую, возможность жизни в многозадачном режиме. Но не всякие отношения «укладываются» в экспресс-формат, поэтому могут возникать проблемы — у кого-то на работе, у кого-то — с родственниками, у кого-то — с детьми. Ведь каждый резонно ожидает получить свою «порцию» результата или любви. Гармонизировать личную жизнь и работу — задача, порой, весьма и весьма амбициозная, и многие этому хотели бы научиться. А коль скоро есть потребность, должно быть и предложение.

Во всей этой суете все сложнее становится задумываться о главном — поиске себя и смысла своего существования. Чем глубже задаваемые индивидуумом вопросы, тем менее тривиальны способы получения ответов. «Лобовые» методы обучения в такой ситуации плохо работают или не работают вовсе. Подчас вовремя прочитанная книга, «правильный» фильм или разговор с мудрым человеком продвигают значительно больше. А значит, напрашивается пятый вывод — формируется потребность в нестандартных методах обучения нахождению ответов на главные вопросы в жизни.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Жизнь ускоряется и становится сложнее. Общепринятые и понятные еще вчера форматы и стили обучения уже не подходят для решения новых задач. Люди будут учиться больше, но по-другому. Думаю, усилится тенденция к максимально персонализированному развитию (индивидуальные программы, персональный коучинг, on-line-обучение). Все это необходимо будет коррелировать с быстроразвивающимся рынком высоких технологий. А главное — помогать людям найти себя, свое предназначение, гармонизировать отношения с близкими, получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях. То есть, БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования