Эссе N55

ГК «Институт тренинга — АРБ Про»
30 мая 2014 г.

Обучение в XXI веке — антихрупкое обучение и обучение антихрупкости?

Понятие «антихрупкость» предложил Нассим Талеб[1], исследуя вещи и явления, которые по-разному реагируют на неопределенность и случайность. Те из них, которые плохо выдерживают проверку случайностью и изменчивостью и «ломаются», он называет хрупкими. Те, что устойчивы к случайности и изменчивости, — неуязвимыми. Те же, что извлекают выгоду, развиваются, проходят через потрясения, — антихрупкими.

В мире XXI века скорость изменений, неопределенность, сложность и противоречивость будут нашими постоянными спутниками.

С одной стороны, быстрое старение знаний, с другой — их растущая повсеместная доступность. Готовность людей тратить время и силы на то, что интересно и уникально, и меньшая готовность тратить их на получение знаний. Недостаточные знания и использование базовых вещей и постоянный запрос на «что-то новенькое».

В этих условиях мы отвечаем на вопросы: чему учить/ся? Как учить/ся? Где учить/ся? Кого учить и у кого учиться?

Чему учить/ся? Антихрупкое и неуязвимое содержание.

Завтра устареет то, что сегодня работает. Более того — завтра перевернется с ног на голову то, что сегодня стоит устойчиво. Что поможет?

1) Антихрупкие идеи-эвристики и концентрированные сильные мысли, которые помогают ориентироваться в новой информации и практическом опыте, эрудиция.

2) Антихрупкие навыки и умения, развитые способности — социальные, интеллектуальные, волевые. Умение думать, общаться, отвечать на вызов.

3) Умение оставаться антихрупкими - учиться, осваивать новое, адаптироваться, справляться со стрессом.

Антихрупкость знаний основывается в том числе на том, чтобы СВОЕ знать ГЛУБОКО. Тогда растет ГИБКОСТЬ применения этих знаний, изменения, дополнения, развития. Как у дерева, которое растет, гнется, но не ломается, прочно держась корнями за землю.

Содержание обучения особенно «антихрупко», когда оно захватывает и людей, не принимавших участие в обучении, когда идеи, технологии и навыки начинают передавать дальше.

Неуязвимым содержанием останутся практические техники и приемы, готовые к применению здесь и сейчас. Основное требование к ним — актуальность.

Как учить/ся? Антихрупкие и неуязвимые способы

Учащийся XXI века не готов слушать то, что он может найти в Google или прочесть в Википедии. Он/она с удовольствием и пользой для себя воспримет 15-минутный иллюстрированный рассказ об одной-двух идеях в духе конференций TED, поставит эксперимент в условиях игры или тренажера, пообщается с интересными людьми, своими коллегами, сам поделится с другими тем, что знает и умеет.

На наш взгляд, критериев антихрупкости процесса обучения два:

1) Обучение обогащается от разнообразия особенностей и интересов учащихся.

Чтобы добиться этого, обучение должно быть увлекательным и вовлекающим.

Увлекательным — таким, чтобы процесс захватывал. Сейчас мы используем в процессе обучения игры и элементы геймификации. А также стремимся вне зависимости от содержания обращаться ко всем семи талантам по Гарднеру[2] — за счет разнообразия способов подачи информации и форматов работы, используем любопытство.

Вовлекающим — использующим активность, самостоятельную работу учащихся.

Антихрупкость профессиональных знаний требует большой самостоятельной работы, чтобы ПРИСВОИТЬ знания.

Это тесно связано со вторым критерием.

2) Результаты обучения сохраняются и продолжают влиять долгое время после его завершения.

Для этого процесс обучения мы максимально приближаем к реальной деятельности учащихся. Основой всего является точное определение потребности и разработка решения, которое «бьет» точно в потребности учащихся. В ходе обучения — это работа над собственными проектами и элементы фасилитации, тьюторство, а также инструменты поддержки — коучинг, on-line инструменты, job aids[3] и прочие «гаджеты»[4].

Обучение, на наш взгляд, должно плотно соединиться с жизнью и работой учащихся, становясь более индивидуализированным.

Наступила эпоха смешанных (blended) обучающих решений — сочетание очного и дистанционного, возможность доступа к содержанию из любой точки (содержание всегда с собой). Google Glass и дополненная реальность станут инструментами обучения уже в ближайшие 2—3 года.

Кого учить?

Обучение «разбивается, не взлетев», когда участники говорят: «Нас сюда послали». Требуются специальные усилия, чтобы включить в работу группу тренинга, когда участники ждут — «может, что интересное расскажут». Совсем другое дело, когда заказчик обучения и есть учащийся.

Мы можем приблизить такую ситуацию за счет раннего вовлечения участников — для этого используется предварительная оценка и обратная связь, предварительные встречи с участниками (которые могут быть и дистанционными).

У кого учиться?

В таблицу мы внесли ограничения, но...

Ирония в том, что при соблюдении всех предыдущих требований становится почти все равно, у кого учиться J.

То есть ограничения скорее отражают вероятность, с которой учителя будут соответствовать описанным требования.

Каких результатов мы ждем, или Обучение антихрупкости

Мы убеждены, что будущее станет держаться на профессионалах, которые, с одной стороны, хорошо знают основы и эрудированны, с другой — гибки, креативны и системно смотрят на вещи, не боятся рисковать.

Сделать вклад в расширение этой когорты — большая честь и вызов для отрасли обучения.



[3] http://edweb.sdsu.edu/Courses/EDTEC540/540WWW/sect1/whatrjobaids.html

[4] http://rekuklet.ru/blog/conferences/1594.html


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования